Интересная ситуация складывается у отечественных производителей керамических материалов, которые зависят от поставок из Италии и Испании (такое себе импортзамещение). Зависят они от станков и некоторого вида сырья, которого нет в России.
Ассоциация производителей керамических материалов (АПКМ) требует у правительства льготы в связи с коронавирусом, который мешает им продавать продукцию местным застройщикам.
Полный список мер поддержки отрасли по версии АПКМ:
Разработка механизма получения компенсаций/льгот застройщику при покупке продукции у российских предприятий, аналогичной импортной.
Обязательное применение только продукции российских производителей строительных и отделочных материалов при согласовании проектов, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов.
Субсидирование кредитных процентных ставок по незавершенным инвестиционным проектам.
Получение возмещения части тарифа (ж.д., морского фрахта и автотранспорта) для отправки продукции на экспорт и при любом пересечении гоударственной границы.
Обнуление пошлин на ввоз сырья, не имеющего аналога в РФ.
Обнуление пошлин на ввоз компектующих и оборудования, не имеющих аналога в РФ.
Компенсация выплат персоналу при вынужденном простое производственных предприятий.
Отсрочка по предоставлению аудированной квартальной и годовой отчетности.
Отсрочка по оплате налога на прибыль и НДС в части продукции, предназначенной к экспорту на основе декларации экспортера или объема экспорта в предшествующий год.
Снижение размера выплат страховых взносов до общего уровня 10-15% для всех субъектов, занятых в производстве, не ограничиваясь субъектами МСП.
По словам директора АПКМ Альберта Попова, застройщики покупают иностранную продукцию, а не отечественную из-за бонусов, которые европейские компании платят менеджерам по закупу, а у российских производителей таких бонусов нет (почему бы их не придумать?). Сами же застройщики соглашаются, что закупают материалы в Европе, но только для VIP клиентов, которые готовы за это платить, а обычную ванну в однушке никто итальянской плиткой обкладывать не собирается.
Попов заявляет, что без господдержки потери отрасли могут достигнуть 200 млрд руб., учитывая, что в каждое из 20 действующих в стране предприятий инвестировано от 4–5 млрд до 20 млрд руб.
Не опасается ли господин Попов, что с такими требованиями к правительству, проще будет отдать керамический бизнес под крыло Дом. рф, как это было сделано с лифтовым бизнесом, и всю прибыль (70% дивидендов) забирать себе в казну, чем решать какие-то проблемы 20 заводов (на самом деле больше). Когда бизнес отойдет правильным парням, то и льготы появятся и системообразующие застройщики начнут покупать правильную керамику, тем более их количество вырастет до 30 по всей России.