Кризис – это форс мажор. Неожиданность. Но на все нужно реагировать. В бизнесе всегда должен быть план на случай форс мажора. И ты должен быть способен этот план быстро применить.
Самое важное – быстро реагировать на сложившиеся обстоятельства. Иногда для этого нужно сильно менять стратегию. Сильно и быстро.
Многие переживают финансовые катастрофы из-за того, что не умеют быстро перестроиться. Кризис начался, обстоятельства изменились – а они еще около месяца не меняют стратегию. И это – самая страшная ошибка. Этот один единственный месяц – корень проблем.
Не нужно держаться за стратегию, которую ты выбрал раньше. Ее нужно иметь, да. Но нужно быть способным ее поменять. Кто не приспосабливается – тот погибает. Это нужно запомнить.
Если в кризисе у тебя падают продажи – это не самая страшная проблема. Самая большая проблема – если у тебя падают продажи, а расходы остаются прежними. Но расходы сокращать тяжело. Потому что жалко людей.
Каждое сокращение расходов – это новый уволенный сотрудник. Но из-за того, что жалко конкретных людей – можно потерять вообще весь бизнес. При увольнении могут пострадать 20% сотрудников. Но из-за твоей мягкотелости - пострадают в результате все 100%. Нужно быть очень жестким человеком, чтобы пережить кризис. Это трудно. Но по-другому – никак.