Цвет мы наблюдаем везде и повсюду, ведь всё в мире имеет цветовую окраску. Но цвет не является исключительно физическим признаком предметного мира, а связан с особенностями восприятия человеческого глаза, который как известно имеет свои ограничения, и это затрудняет определение цвета. Цвет — как ощущение, возникающее в органе чувств человека (зрения), при воздействии на него света.
Восприятие цвета всегда происходит в определенной среде и условиях. На изменение цвета может влиять: источники освещения, светозащитные особенности среды, цветовое окружение и другое.
Все цвета красок, и каждый из встречающихся нам цветов, имеет три основные характеристики:
ЦВЕТОВОЙ ТОН — качество цвета, которое позволяет дать ему название (синий, красный, желтый и т.д.) — признак цветности.
Ахроматические цвета не имеют цветового тона (греч. «хромос» — цвет, «ахромос» — бесцветие).
СВЕТЛОТА — степень отличия цвета от черного. Например, ультрамарин светлее фиолетового цвета.
Ахроматические цвета различаются только по светлоте. Ахроматическая гамма — переход от белого, через серые оттенки — к черному. Человеческий глаз может воспринять около 600 оттенков серого.
В период моего обучения на художественно-графическом факультете, студентами делались выкраски по курсу «Цветоведение». Особенно запомнилось задание на распределение цветовых групп по светлоте. Наглядно и показательно. Здесь использовались как выкраски, самостоятельно сделанные, так и бумага, вырезанная из журналов.
Совет: если появится желание попрактиковаться в смешении красок, поделать выкраски — берите для этого гуашь. СВЕЖУЮ гуашь. Только при этом условии, краска будет хорошо смешиваться и ровно ложиться. Без полосок и проплешин. Качественная художественная гуашь при размачивании не теряет своих свойств, но к сожалению, для выкрасок не годится.
НАСЫЩЕННОСТЬ — степень выраженности цветового тона.
Насыщенность характеризуется интенсивностью цвета, чистотой цветового тона. Например, добавление белил делает цвет более светлым, менее насыщенным.
Растяжка цвета в пять (5!!!) переходов — сделать это без резкого скачка — весьма непросто. Да и растяжкой, назвать это можно только с большой натяжкой. И вспомнила, что в левом нижнем углу: чёрный — это чёрный цвет из набора цветного картона. Преподаватель заметил, и указал на это. Не надо этого делать. Я опрометчиво решила: чёрный и есть чёрный, не смесь красок. Это так, и замечание по существу, и ради шутки.
Итак, подводя итоги, ключевая характеристика цвета, на мой взгляд — светлота. И по причине, что она относится одинаково к хроматическим и ахроматическим цветам. Так и, комбинация различных цветов по светлоте — это максимально уравновешенное и гармоничное сочетание цветов. Единые по светлоте цвета — создают размытый, блёклый образ. Так и хочется ввести акцент, что-то подчеркнуть, выделить.
Фото с цветом «фуксия" я выбрала намеренно. Сочетание «Розовый-серый» — любимая многими гамма. Пример показателен. Буйную фуксию ещё надо приручить! И это возможно. Грамотная работа по светлоте — и задача успешно решена. Отлично сработает: тёмный серый оттенок (графитный). Или, наоборот — светлый, жемчужный серый цвет.
Несколько лет назад, на пике популярности была пастельная гамма. И сейчас, эти благородные, аристократичные оттенки не сдают своих позиций. Только сами названия этой цветовой палитры уже манят и привлекают: пастельные, пудровые... или совсем поэзия — «пыльная роза».
Объяснение простое: нюансное сочетание выглядит нежно и романтично. Очень женственно, что находит отклик у многих. В том числе, и у меня. Всё имеет место быть. Без категоричности. Пусть будет разнообразие. И в цвете, который, нас окружает со всех сторон: одежда, аксессуары, интерьер, бытовые принадлежности, первозданная и преобразованная человеком природа, архитектура, предметы искусства и многое-многое другое. Всё, что мы визуально воспринимаем, и с чем каждый день соприкасаемся.