1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку, принимать его таким, какой он есть, независим от его недостатков и достоинств. Без идеализации(!) и обесценивания. Это касается не только отношений в паре, но и любви родителей к детям.
2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности созидать ценное для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что они делают, что их действия имеют значение и для других. Это способность приносить в мир что-то новое (часто сложность в этом испытывают подростки).
3. Способность восстанавливаться после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, сталкиваясь со стрессом, он не заболевает, не срывается, а адаптируется к новой ситуации самым лучшим способом.
4. Реалистичная и надежная самооценка. Тут все понятно, необходимо знать ту самую «золотую середину», четко представлять свои знания, умения и их цену.
5. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им.
6. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции – значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием (не подавлять!). Это также способность оставаться одновременно в контакте с мыслями и эмоциями – своей рациональной частью.
7. Рефлексия. Способность смотреть на себя со стороны, оценивать свои возможности, силы и поступки объективно. Т. е увидеть проблему, и решить ее, максимально эффективно помогая себе.
8. Ментализация. способность понять, что другие люди – совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.
9. Баланс между деятельность «для себя» и «для окружения». Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах.
10. Принятие того, что мы не можем изменить. Способности искренне грустить, испытывая скорбь из-за того, что нельзя изменить.