Найти в Дзене

Что делать, когда на работу выходит новый сотрудник?

Одним из часто задаваемых вопросов на собеседовании - вопрос про адаптацию. «Будет ли проводится обучение на испытательном сроке? Имеется ли в компании адаптация?». Это происходит лишь потому, что кандидаты сейчас имеют права выбора. Они не держатся за работу, так как рынок труда полон открытых вакансий, а вот качественные кадры найти не так-то просто.   Итак, к вам пришел на работу новый сотрудник. Вы его выбрали среди всех остальных, но что же дальше?  А дальше начинается процесс, который, по сути, может сократить текучку кадров, — это процесс адаптации. Часто именно этот этап работы очень недооценивается в компании, особенно это относится к малому и среднему бизнесу. Хоть в больших компаниях есть службы, отвечающие за найм и адаптацию персонала, но даже в них не происходит все гладко и должным образом. Для любого человека перемены — это стресс, и новая работа не исключение. Новичок должен привыкнуть к новым правилам игры, познакомиться и наладить контакт с коллективом, понять, каки

Одним из часто задаваемых вопросов на собеседовании - вопрос про адаптацию. «Будет ли проводится обучение на испытательном сроке? Имеется ли в компании адаптация?». Это происходит лишь потому, что кандидаты сейчас имеют права выбора. Они не держатся за работу, так как рынок труда полон открытых вакансий, а вот качественные кадры найти не так-то просто.  

Итак, к вам пришел на работу новый сотрудник. Вы его выбрали среди всех остальных, но что же дальше?

 А дальше начинается процесс, который, по сути, может сократить текучку кадров, — это процесс адаптации. Часто именно этот этап работы очень недооценивается в компании, особенно это относится к малому и среднему бизнесу. Хоть в больших компаниях есть службы, отвечающие за найм и адаптацию персонала, но даже в них не происходит все гладко и должным образом.

Для любого человека перемены — это стресс, и новая работа не исключение.

Новичок должен привыкнуть к новым правилам игры, познакомиться и наладить контакт с коллективом, понять, какие задачи перед ним стоят, какие есть инструменты для выполнения. Для того, чтобы новый сотрудник быстрее влился в коллектив и начал с максимальной эффективностью работать, руководителям следует обратить внимание, как происходит процесс его адаптации. 

На моей практике были случаи, когда именно недостаточное внимание к процессу адаптации в компании приводило к потере интересных и полезных работников. Часто бывает так, что человек приходит на работу, но никто ему даже не покажет, где его рабочее место, что он должен делать, какой режим работы и т.д. При этом сразу начинают требовать результат. От растерянности и неопределенности он уходит искать новое место «под солнцем».

Или ситуация: человек приходит, ему дают стол и говорят — работай, а что «работай», как «работай» — не понятно. Нет конкретики и поставленных задач. В такой ситуации, конечно, «выживают» те, кто сумел приспособиться.

По своей сути, адаптация - это прописанный план или программа введения новичка в должность. Содержание этого плана зависит от содержания работы, статуса и уровня ответственности сотрудника, его личных особенностей и рабочего окружения.

На период адаптации для новичка определяется наставник, который будет вводить в должность и обучать. Это может быть руководитель сотрудника, коуч, HR или более опытный коллега, у которого есть мотивация и навык обучения. 

Период адаптации может занимать от недели до месяца. Я рекомендую расписать программу адаптации по дням на первую неделю. Так будет проще ставить задачи сотруднику, обучать, вводить в рабочий процесс. К тому же у новичка не будет хаоса. Он будет понимать, что ему нужно сделать сегодня, чему научится, что подписать или посмотреть. И какие задачи стоят перед ним на первую неделю. 

А далее новый сотрудник получает нужные ему для работы материалы (материалы готовятся заранее, чтобы не было потери времени и лишней суеты), затем он направляется на свое рабочее место (которое, к слову, должно быть полностью готово и определено заранее) и наставник представляет его коллегам.

Я подготовила для вас список тем, по которым нужно провести обучение и ознакомить новичка в первую неделю:

〽️Подробная история компании и ее развитие;

〽️Организационная структура;

〽️Наиболее важные документы компании (миссия, стратегия, управление качеством, положения и регламенты, необходимые для работы и т.д.);

〽️Правила работы с клиентами;

〽️Содержание работы, описание работы, пределы полномочий, ответственность;

〽️Правила взаимодействия с другими отделами или людьми; 

〽️Скрипты, речевые модули;

〽️Система отчетов;

〽️Стандарты работы и внешнего вида;

〽️Информация личного характера: расположение столовой, туалеты, комната для отдыха, место для курения, и т.д.;

〽️Корпоративная культура: традиции отдела или группы, в которых работник будет работать, и компании в целом. 

〽️Поставить задачи на испытательный срок.

Для каждой компании эта процедура имеет индивидуальный характер, это внутреннее дело компании решить, что необходимо добавить, а что — удалить.

Желательно, чтобы процесс адаптации завершился тогда, когда можно подвести предварительные итоги адаптационного периода и понять какие мероприятия по повышению эффективности работы сотрудника нужно запланировать.

Яна Смоковдина.