«Ребята, осторожней на льду! У нас тут вчера гости по грудь провалились!» – администратор гостиницы, пожилая дама, вместо «здрасьте» вылила нам на голову воображаемый ушат холодной воды. Наша небольшая группа замерла от неожиданности, аки соляные столбы. «По грудь? В каком конкретно месте?» – пришел я в себя. «Да тут недалеко совсем!» – буркнула дама и ушла, не обременяя себя объяснениями.
Дар речи мы потеряли вовсе не от того, что испугались. Да, весенний лед красив и опасен иногда в равной степени. Но дело в том, мы только что прошли по льду вдоль берега добрых 25 километров и не встретили ни одной промоины, где можно было так жестоко провалиться. Шла последняя декада марта, но лед был достаточно прочен, толщина его – добрый метр! Даже больше: прокрутив в памяти проделанный маршрут от Листвянки до утеса Скрипер и поселка Большие Коты, я не смог найти ни одного места, где пешеходу было бы возможно уйти под лед, тем более – по грудь. Если только целенаправленно не прыгать на вчерашней едва замерзшей проруби.
«Зачем рисковать?» – скажете Вы. И будете не совсем правы! Байкальский лед во второй половине марта только-только начинает разогреваться солнцем, «расстрагиваться». Если не устраивать скачки возле прибрежных скал, подогревающих лед накопленным солнечным теплом, то пешему туристу опасаться нечего. Грубо говоря, «не лезь в лужу – будешь цел». Жители прибрежных поселков, подтверждая эти нехитрые тезисы, до самого начала апреля вовсю гоняют по льду на легковушках и рзанокалиберных грузовиках.
Весенний лед Байкала не похож на зимний. Декабрьский и январский лед – это прозрачное стекло, февральский не так чист и свеж, зато крепок и по нему можно добраться до ледяных пещер и гротов. А мартовский уже готовится растаять, разделиться на мириады маленький ледяных иголочек и исчезнуть, уступив место холодным волнам. Весенний лед уже не прозрачен: его поверхность белая, слегка матовая. Днем на поверхности появляется тонкая водяная пленка, которая ночью, в мороз, снова застывает. Лед становится слегка пористым, и покрывается очень красивым узором, который похож не то на срез булатной стали, не то на мраморную плиту.
С декабря лед многое перенес: каждый день на Байкале происходят десятки землетрясений разной силы и каждое оставляет след – разломы и торосы. Трещины могут быть как совсем маленькими, через которые и воду-то не разглядишь, так и широкими, уходящими на километры – магистральными. Пешеходу, если он обладает здравым смыслом, бояться особо нечего: лед у краев широкой трещины имеет впечатляющую толщину. Конечно, в местах массового скопления туристов такой разлом будет представлять огромную опасность! Впрочем, это достаточно редкое явление.
А вот автомобилистам, рассекающим по льду, как по шоссе, с такими явлениями нужно быть осторожней! Разломы коварны, и водитель, расслабленный однообразием пейзажа, не всегда сможет затормозить вовремя.
Если где-то лед разошелся, образовав разлом, значит, где-то есть и нагромождение торосов! Огромные ледяные плиты наползают друг на друга, образуя целые цепи естественных заграждений. Такие ледяные преграды могут тянуться через Байкал километрами.
Пешему туристу и трещины, и торосы никаких неудобств не доставляют. А ледовым капитанам – водителям катеров на воздушной подушке, треколов и простых автомобилей – приходится быть осторожными. «Хивус» мчится по гладкому льду довольно быстро, но если напорется на внезапный торос, то может порвать свою подушку. На видео видно, как осторожный водитель переползает высокий торос на черепашьей скорости.
Конец марта – идеальное время для тех, кто не любит мороз, но не прочь полюбоваться ледяными красотами. Днем на солнце может быть до +10, бродить по застывшей глади одно удовольствие. Но терять голову от красоты и забывать про безопасность, конечно, не нужно!