В последние месяцы войны США вели бомбардировки Северного Вьетнама не в военных целях, а в политических, желая принудить Вьетконг к миру, на собственных условиях. Выиграть в той схватке они уже не могли. Поражение Юга было лишь делом времени. Но оставалась надежда сохранить проамериканский анклав на востоке Индокитая и хотя бы какие-то крепкие позиции в этой части полуострова.
В ноябре 1972ого политические переговоры, длившиеся почти четыре года, зашли в тупик и единственным средством нажима на упрямых северовьтнамцев осталась массированная ковровая бомбёжка. По-крайней мере так думали и в Пентагоне, и в администрации президента Никсона. Существует пропагандистский миф, что делегация ДРВ прервала мирный процесс и новая волна налётов превратилась в попытку вернуть их за стол переговоров. Но это растиражированная пропагандистская ложь. Вьетконг взял паузу, для консультаций с союзниками, СССР и Китаем, а бомбардировки использовались США в качестве последнего довода. И здесь уже было не до сантиментов. Сначала палубная авиация, не считаясь с потерями, должна была подавить ПВО, а стратегические бомбардировщики Б-52 завершить "воспитательный процесс", превращая в лунную поверхность все важные объекты в районе Ханой-Хайфон.
Всепогодным "Стратокрепостям" отводилась в операции ключевая роль. По первоначальным планам, они должны были нанести 33 массированных удара по коммуникациям и индустриальным центрам ДРВ. В новой волне налётов, которую, без особой фантазии, назвали операцией «Linebacker II» ( «Лайнбэкер-2») решили задействовать 188 "Бэ-пятьдесят вторых", с баз "Андересен" и "У-Тапао". Их поддерживали около тысячи самолётов разных модификаций.
Американской воздушной армаде противостояли не более сотни вьетнамских перехватчиков, десятки подразделений ствольной зенитной артиллерии и 21 ракетный дивизион ЗРК СА-75 "Двина", который составлял главную ударную мощь ПВО Северного Вьетнама. Исход такого сражения казался предрешенным. И по количеству, и по огневой мощи, американцы превосходили все средства Северного Вьетнама на несколько порядков.
Операция началась 18 декабря 1972 года. Воздушная эскадра, вылетевшая с базы "Андерсен" включала 87 бомбардировщиков Б-52, летевших тройками, в сопровождении самолётов-заправщиков. При подлёте к Индокитаю к ним присоединились ещё полсотни "Стратокрепостей" из Таиланда и целая армада "Фантомов" и "Тандерчифов", "убийц ПВО" работавших по программе "Дикие ласки". Американские наблюдатели с кораблей назвали пролёт эскадры "самым эффектным примером демонстрации военной мощи". На каждый вьетнамский ракетный комплекс приходилось по шесть ударных самолётов.
"Стратокрепости" заходили на цели строгими тройкам, во всю мощь используя бортовые средства радиоэлектронной борьбы. Последние четыре минуты перед сбросом бомб многие бывалые лётчики "пятьдесят вторых" назвали самыми опасными в своей карьере.
Американскую армаду ждали. Временами в воздух взлетало до сорока зенитных управляемых ракет В-750. По американским подсчётам, было зафиксировано двести пусков из ЗРК СА-75. Как минимум три стратегических бомбардировщика так и не вернулись на базу. Погибли, также, несколько самолётов сопровождения, но главный счёт этой операции шёл на "Стратокрепости". Потери, вроде бы, считались приемлемыми, но произвели на командование и на личный состав гнетущее впечатление. Американцы сделали некоторые выводы из первого налёта и вторая волна прошла для Б-52 без происшествий.
Но третий день "Лэйнбекера 2" стал для "Стратокрепостей" настоящим кошмаром. Воздушную армаду, растянувшуюся более чем на сто километров, ждали. О боевых порядках стратегических бомбардировщиков было заранее доложено зенитчикам. "Прогулка слона" (так на лётном жаргоне назывались назывались массированные бомбардировки), закончилась тем, что шесть "Б-52" пылали в джунглях. Наверное, именно тогда возникла идея горящего одноименного коктейля. Таких потерь стратегическое крыло USAF не несло со времен "аллеи МиГов", когда советские МиГ-15 в Корее за день разнесли более десятка Б-29 "Суперкрепость".
Всего в ходе операции «Linebacker II», по американским источникам было сбито 15 Б-52 и 11 машин других типов. Полное господство в воздухе американцы, имевшие подавляющее численное превосходство, захватили лишь к одиннадцатому дню, когда возможностей у ПВО Вьетнама сильно поубавилось. Но и существующий урон был признан командованием USAF. недопустимым О том, что потери были огромными, впрямую говорит тот факт, что ежедневно в спасательных операциях, по поиску сбитых пилотов, участвовали десятки поисковых самолетов и вертолетов.
Каждая из сторон записала победу в свой актив. Американцы отрапортовали об успешном принуждении Вьетконга к миру и тотальном уничтожении всех намеченных к бомбардировке объектов. Президент Никсон гарантировал суверенитет Южному Вьетнаму.
Ханой, подписавший мирный договор в январе 1973, объявил о потере 18 процентов американской авиации из той, что принимала участие в «Linebacker II» . Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама обещал продолжать борьбу. Советская сторона также не осталась в стороне, заявив, что Парижский мир был подписан "зенитными ракетами командующего ЗРВ ПВО СССР Фёдора Бондаренко", записав на счёт "Двины" 34 "Стратокрепости".
Итог этой истории известен. В апреле 1975 года, вьетнамские танки вошли в Сайгон, а партизаны водрузили знамя ДРВ над сайгонским Дворцом Независимости, поставив точку в одном из самых продолжительных и кровопролитных конфликтов в новейшей истории. Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если статья показалась вам интересной. Спасибо.