Найти тему
psikvadrat

Цифровая зависимость. Мнение психолога

Пожалуй, данную тему можно начать с вопроса: «Много ли в вашем окружении людей, непрерывно заглядывающих в свои смартфоны, планшеты, ноутбуки, компьютеры?» В моем – да, много, более того, практически все. Исключение составляют люди старшего возраста, которые в свое время «плотно подсели» на телевизор и вид своей зависимости решили не менять.

Я стала свидетелем грандиозного развития технологий, мое детство прошло без гаджетов, во дворе дома, с «казаками-разбойниками», «вышибалой», поисками «кладов» по дворам и прочих квестов, на выдумку каких только был способен наш детский мозг. В школе появился компьютер, для дела, игрушки и интернет были недоступны. В институте тоже никто интернет зависимостью не страдал (там, у большинства, завязывалась 1-я стадия алкоголизма и играли гормоны, не до интернетов было). Смартфон у меня, как и у многих моих ровесников появился примерно в 25 лет, чему я сейчас несказанно рада.

Механизм цифровой зависимости схож с механизмом зависимости от опиатов.

Цифровая зависимость – это медицинский диагноз, характеризуется, тем, что в коре головного мозга уменьшается количество нейронных связей, они отмирают за ненадобностью, ими просто не пользуются.

А теперь о самом страшном, нынешние взрослые, те, кто провел свое детство без гаджетов, страдают цифровой зависимостью, они заняты важными делами, смотрят ленту новостей, ставят лайки, смотрят фотографии друзей друзей, которые выдала программа, читают рекомендованные новости, даже не читают, а пробегают по тексту глазами, не вникая в суть, «много букв», не раз, вам приходилось слышать это выражение, оправдывающее нежелание человека дочитать не самый короткий текст.

Это все занимает время, много времени.

И у этих, теперь уже взрослых людей, есть дети и, чтобы дети не отвлекали от «важных» дел, их занимают гаджетами. Сейчас есть масса специальных приложений для детей, яркая картинка, движущиеся детали, психоделическая музычка очень нравятся малышам, поэтому и родители, и малыш часами сидят в экране, при этом создается иллюзия того, что мама и папа узнают новое и не отстают от ритма современной жизни, а ребенок «развивается в планшетике».

В действительности все стремительно тупеют.

Детский мозг отличается от мозга взрослого человека своей несформированностью, во взрослом мозгу связи упорядочены, все разложено по полочкам, в детском – хаос, необходимые связи формируются в течении 25-27 лет и то, как они сформируются зависит от генов и от среды.

Всем, я думаю, известно, что детям необходимо развитие мелкой моторики, ребенок получает знания через прикосновения к предметам, так он изучает и познает среду и только так он развивается. Пока дитя «гуляет» в виртуальной реальности он теряет возможность усвоить то, что он может и должен усвоить в определенный возрастной период.

Гаджеты притупляют способность концентрировать внимание, провоцируют тревогу и беспокойство, плохо влияют на память, нам просто не нужно ничего запоминать, техника помнит за нас номера, пароли, историю посещаемых страниц и т.д. и т.п., рекомендательные сервисы и сам принцип устройства программ лишили наш мозг очередной, важной и энергозатратной работы - выбора, мы перестали самостоятельно принимать решения, и, нередко человек попросту не сможет логически объяснить свой выбор, потому что на самом деле это решение уже приняли за него, умственную работу проделала машина, не человек.

Благодаря всему этому, очень велика вероятность, что у ребенка, бесконтрольно пользующегося гаджетом, разовьется СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), на сегодняшний день многие специалисты отказываются его рассматривать как отдельный диагноз, т.к. он есть практически у всех и становится своеобразной, искаженной нормой.

Страдающие цифровой зависимостью взрослые, не имеющие гаджетов в детстве, перестали развивать важные мыслительные функции, а дети их и вовсе не развили, они оказались попросту лишены этой возможности. Важно заметить, что человеки, устроены таким образом, что всегда выбирают путь наименьшего сопротивления, то есть, предпочитают более простые задачи. И из того многообразия информации, которое предлагает нам сегодня всемирная паутина, мы чаще всего выбираем примитивный контент. Признаемся сами себе, мало кто перед сном листает научную литературу, хотя ее без проблем можно найти в том же устройстве, где у всех иконка фэйсбука, вконтакте и инстаграмм.

На сегодняшний день психиатры, психологи, неврологи, педиатры признали, что мы имеем дело с серьезнейшей проблемой. Однако, бороться с данным видом зависимости сложно, в первую очередь, потому, что она не порицается обществом, как, например, наркомания.

Примечательно и то, что оглупение нам свойственно не замечать. Динамику изменения мыслительных способностей можно отследить при помощи теста на интеллект, если вы проходили его в институте или школе, а потом не занимались интеллектуальным трудом и кроме соц. сетей ничего не читали, картина будет очевидной. Но, если вы понимаете, что не выпускаете гаджет из рук, просыпаетесь ночью, чтобы проверить что происходит в социальных сетях, испытываете чувство тревоги, начали появляться трудности на работе, сложно концентрироваться на выполнении нужных задач, вы постоянно отвлекаетесь на телефон/планшет, испытываете сильное беспокойство, когда не имеете доступа к гаджету, а так же не получаете удовольствие от обычного общения и стремитесь уйти в виртуальный мир, незамедлительно обратитесь к психологу или психиатру, избавиться от проблемы можно и нужно, однако, как и в работе с другими видами зависимостей, необходима помощь квалифицированных специалистов и ваше желание.