Данный пост навеян статьей кинооператора и преподавателя ВГИКа (так он пишет) Леонида Коновалова. В ней он говорит о невозможности астронавтов миссий Аполлон сменить кассету, когда они находились на поверхности Луны, а не в лунном модуле. Он указывает на технологическую операцию по вставке шибера в кассету. Операция тонкая и требующая сноровки даже в земных условиях. И абсолютно невозможная на Луне астронавтам в толстых негнущихся рукавицах.
Я полностью согласен в данном вопросе с Коноваловым. Хотя бы потому, что эту операцию по вставке шибера проделывал многие сотни раз. Киевом я отснял сотни пленок. Опыт есть.
Все бы хорошо и был бы Леонид прав, если бы не одно но...
Шибер (заслонку кассеты) на Луне в лунном аппарате НЕ НАДО БЫЛО вставлять в кассету! Мало того. Ее категорически нельзя было вставлять в кассету!
Но посмотрим еще раз на эту заслонку (или шибер - заслонка, но по немецки)
Собственно так и следовало работать с Хассельбладом в условиях космических модулей. То есть голыми руками. И да. Если шибер не вставлен, кассета не снимается.
Так что не учел в своих выкладках Леонид Коновалов? А не учел он наличие в аппарате, который брали на поверхность Луны, специальной стеклянной пластинки с рисками (reseau plate)
Эти крестики были нанесены на стекло, которое должно было плотно контактировать с эмульсией пленки. Крестики были нужны для точных измерений. Если пленка деформируется, можно будет сказать - между крестиками в случае 60 мм объектива будет ровно 10,3 градуса.
Вот как выглядят эти крестики на лунных фотографиях:
Как вполне разумно можно представить, крестики на стеклянной пластинке должны прилегать АБСОЛЮТНО ПЛОТНО к эмульсии. Если же между стеклянной пластинкой с крестиками и пленкой будет еще и шибер, который можно свободно вынимать и вставлять, то плотного прилегания не достичь.
Это понятно? Я думаю, да.
Итак, техника работы с кассетой на поверхности Луны была следующая:
1. берется кассета
2. астронавт берет большое кольцо и вынимает шибер
3. астронавт прикладывает кассету к камере и закрепляет верхним большим ручагом.
4. после съемки при помощи того же рычага кассета снимается и убирается в специальную коробку.
ВОПРОС. А засветка? Да. Несколько кадров жертвовали на засветку. Это не сказывалось на всей пленке. Портились только несколько кадров.
Например:AS17-145-22133
Сейчас встанет вопрос у бойких оппонентов. А не придумываю ли я все это прямо по ходу? Посмотрим в специальную литературу. То есть в руководства по пользованию фото и кино аппаратурой во время миссий на Луне.
Вот это руководство:
Руководство довольно объемное. 296 страниц.
На странице 134 написано:
Нас интересует следующий фрагмент:
Перевод:
- "Металлическая шторка (darkslide) прилагается для защиты пленки пока кассета не установлена на камере. Прежде чем кассета будет установлена на камере с пластинкой со штрихами (reseau plate), прежде всего, кассеты 217 и 301, шторка должна быть вынута до установки кассеты на фотоаппарате, и не должна быть вставлена в кассету до ее снятия с фотоаппарата. Невыполнение данного условия приведет к повреждению стеклянной пластинки. Шторка должна быть вставлена как можно скорее после снятия во избежание засветки."
Можно ли было НЕ вставлять шторку на поверхности Луны? Да. У астронавтов имелся специальный контейнер для кассет:
Надеюсь, я доходчиво объяснил технику замены кассеты на лунной поверхности?