Найти тему

Коронавирус и опыт истории

Для чего нужна история? Нередко можно услышать, что это не наука и что она якобы не приносит реальную пользу. Однако это не так. История собирает опыт прошлых лет и позволяет, анализируя его, постараться предвидеть будущее.

Сегодня наиболее актуальна тема карантина, который вводят по всей стране. Есть те, кто считает эти меры ненужными или, во всяком случае, достаточно жесткими. Ведь действительно – огромное количество людей неожиданно окажутся запертыми в своих квартирах, лишатся возможности вести привычный образ жизни. Само собой, нахождение в четырех стенах здоровья не прибавит, не говоря уж о том, что экономике страны будет нанесен страшный удар.

Но чтобы правильно оценить ситуацию, нужно вспомнить, что происходило в мире во время других пандемий. Наиболее ужасной эпидемией, которая сотрясла мир в Средневековье, была пандемия бубонной чумы или «черной смерти».

Поскольку первоначально люди не знали, как с ней бороться, чума выкашивала целые города. До сих пор сложно оценить реальный размах эпидемии. Одни оценивают ее в 20% смертности населения, другие указывают на более значительные число – вплоть до 70%.

Во время чумы появилась поговорка – «дальше, дольше, быстрее». Рекомендовалось бежать как можно дальше от очага заражения, находиться там как можно дольше и сделать это как можно быстрее. Конечно, в ряде случаев это было оправдано: человек покидал густонаселенный город и спасался в каком-нибудь отдаленном месте. Однако нередко он приносил в это пока еще не тронутое чумой местечко заразу и чума победоносно шла дальше по Европе.

Само собой разумеется, что бежали от чумы, как правило, наиболее состоятельные люди, которые, во-первых, имели место, куда бежать, а во-вторых, имели достаточно средств. Бежали-то многие, и если даже кто-то и впрямь был здоровы, обязательно находился тот, кто все же был болен.

Сейчас в мире ситуация немного другая. Коронавирус распространился уже по всей Земле, а значит, безопасных мест нет.

В средневековье люди нередко, понимая, что они не могут препятствовать распространению эпидемии, начинали попросту пировать и жить так, будто им осталось жить несколько дней. Они могли, конечно, пировать, праздновать и отвлекаться от дурных мыслей, но эпидемию это не останавливало.

Не остановили чуму и молитвы. Черная смерть распространялась и среди духовных лиц, которые пытались, быть может, искренне, а быть может, из корысти, быть рядом со своей паствой.

Нужно помнить, что средневековые методы борьбы с чумой стоили тысяч, миллионов жизней. Значит, этот опыт отрицательный и не стоит его повторять.

От вируса не помогут молитвы (предвидя недовольство глубоко верующих людей, сразу оговорюсь – если этот вирус послал Бог и если бы он хотел, чтобы люди собирались вместе и молились, то вирус не передавался бы от человека к человеку), не поможет просто посмотреть в другую сторону и сказать, что ничего не происходит. Можно пожарить шашлычки в компании друзей под коньячок, весело говоря, что от коронавируса поможет рюмка, но это не так. Это и есть пир во время чумы.

Или кто-то думает, что в средние века он проходил по-другому? Люди таким образом прятали свой страх. Как ни странно, но страх куда проще скрыть, показывая свое нарочитое пренебрежение к опасности. Обидно, но опасность никуда от этого не денется.

В средневековье помогали именно карантин и сознательность людей. Героями были не те, кто пил вино, когда мир сотрясался от чумы, а те, кто вывешивал черное знамя над кораблем, понимая, что это для них будет значить.

Сейчас нужно проявить сознательность и стараться исключить все возможные контакты. Человечество так или иначе поборет этот вирус, как побороло сотни других, но важно, останемся ли мы в числе выживших, останутся ли наши близкие. Важно, сколько жизней унесет эта болезнь – десять, тысячу, тридцать тысяч или миллион. На это можем повлиять мы сами.