"Единственный человек, которого стоит осудить за произошедшее в Ми Лай - это Хью Томпсон" - председатель комитета Сената по обороне Менделл Риверс.
"Если эти [цензура] будут стрелять по мне или по вьетнамцам - убейте их!". Сложно предположить, что эту фразу сказал американский пилот Хью Томпсон, а проблема была в том, что стрелять своему экипажу он предлагал ... в других американских солдат. Что произошло?
16 марта 1968 года капитан Эрнест Медина и его рота С 1-го батальона 20-го пехотного полка дивизии "Америкал" вошли в деревню Ми Лай района Сонг Ми провинции Куанг Нгай, в Южном Вьетнаме. План операции был простой и "гениальный" - предполагалось, что все "мирные" жители уедут на ярмарку, а в деревне останутся только бойцы Вьетконга.
Ми Лай - это в пяти километрах от полуострова Батанган, превращенного Вьетконгом в настоящую крепость с сетью тоннелей и тайных убежищ, усеянного сотнями мин-ловушек и прочих неприятных сюрпризов. Это очень неприятный район, который американцы за войну неоднократно "зачищали", а для окончательного решения проблемы из деревень полуострова просто выселили всех его "невооруженных" обитателей.
"Всякий, кто бежит от нас, прячется от нас - вьетконговец" - сказал Медина на брифинге перед операцией. Его поняли исключительно буквально и точно. К концу дня американские солдаты убили от 350 до 500 вьетнамских детей, женщин и стариков.
Могли убить и немного больше, но некоторым из вьетнамцев повезло. В какой-то момент происходящее привлекло внимание экипажа лёгкого вертолёта в лице уже известного нам пилота Хью Томпсона, бортинженера Глена Андреотты и пулеметчика Лоуренса Колбурна. Кстати, взгляните, на чём они летали, не пожалеете - аппарат называется OH-23.
А затем последовал достаточно эпичный диалог, который стоит привести здесь целиком:
- (пилот Хью Томпсон) Какого черта вы здесь делаете, лейтенант?
- (лейтенант Келли) Это моё дело!
- Что здесь происходит, кто все эти люди?
- Я просто выполняю приказы.
- Приказы? Чьи приказы? Здесь куча мертвых безоружных гражданских!
- Томпсон, это не твоё дело. Здесь моя война. Это не должно тебя волновать.
- О да, отличная работа!
- Лучше проваливай в свой вертолёт и займись своими делами.
- Ага, сейчас.
После чего Томпсон вызвал несколько других вертолётов для эвакуации дюжины вьетнамцев, которых несколько минут защищал от солдаты роты С угрожая пулемётом, и сообщил в штаб о происходящей бойне.
В армейских кругах поднялся определённый шум. И если вы думаете, что армия осудила Медину или Келли, то вы не правы. Первым в предательстве обвинили ... самого Хью Томпсона! Пилота спасла огласка и общее безумие происходящего - он сумел продолжить службу, и стать героем для многих американцев. Правда и объектом ненависти тоже - мёртвых крыс к его порогу подбрасывали едва ли не до конца жизни.
Так что же случилось? Может быть, все солдаты роты Чарли 1го батальона 20го пехотного полка были скрытыми маньяками и психопатами? Конечно нет. Более того, доля закончивших высшую школу, например, в роте С была существенно выше, чем в среднем по армии. Отличное подразделение, эффективное, слаженное. Всё намного сложнее... И начать стоит издалека.
Вторая Мировая была простой и понятной. Американские солдаты пришли в Европу, чтобы остановить Гитлера. Они видели немцев своими глазами и у них была понятная цель - оказаться в Берлине, по возможности - раньше Советов. В Корее американцы сражались уже с коммунистами, чтобы защитить свой хрустальный "свободный мир". Всё просто - здесь наши парни, а на том холме - красные, и их надо убить. А вот Вьетнам оказался совсем другим.
Солдаты во Вьетнаме, как правило, не видели своего врага. А враг убивал - в облике вездесущих мин, минометных снарядов, пуль снайпера. По большому счету, в 10 километрах от фронта в Германии американцы чувствовали себя в относительной безопасности. Во Вьетнаме "линии фронта" не было, там была одна большая бесконечная контрпартизанская операция. По большому счету, именно тогда Америка столкнулась с прообразом всех её современных войн - военной мощи США достаточно, чтобы раскатать в блин любую армию Третьего мира. А вот что делать дальше?
Здесь всё иначе - ни во Второй Мировой, ни в Корее американский солдат не испытывал такого постоянного нервного напряжения, как в конце шестидесятых в Юго-Восточной Азии. Рано или поздно, оно должно было взорваться чем-то подобным трагедии в Ми Лай.
Вьетнамские гражданские тоже не были столь "невинны", как об этом принято говорить. На процессе по делу капитана Медины его защитники привели множество случаев, когда невооруженные вьетнамцы, часто женщины или дети в лучшем случае проводили разведку для ВК, служили связными, передавали оружие. В худшем - они просто убивали. Правило "ношения формы" не действовало - американцы воевали не с армией, а с партизанами, которые сами глубоко и искренне плевали на женевскую конвенцию. Ну, и вид изувеченных тел попавших в плен американцев тоже не добавлял особой любви.
В итоге, у многих солдат случилось то, что потом назовут PTSD, post traumatic stress disorder - посттравматический синдром. Они видели врага во всём. Убийство в Сонг Ми чудовищно само по себе. Но нет, американцы не собрали всех жителей вместе, и не расстреляли их, как это делали немцы. Они действительно "зачищали" деревню, в которой, вероятно, не осталось ни одного вооруженного вьетнамца. От дома к дому. От подвала к подвалу. Не встречая сопротивления. Прячась за укрытиями, прикрывая друг друга. Не бойня, а военная операция.
Вообще, большинству жителей США было глубочайшим образом плевать на гибель нескольких сотен "гуков". Армия отчасти пыталась скрыть один этот позорный факт, отчасти не придавала ему значения - до знаменитого открытого письма одного из свидетелей тех событий Рона Риденауэра и внимания прессы и Конгресса. А в США по большому счету волновались только о двух вещах - приходящих из Вьетнама гробах и картинке из телевизора. Любая история подобная Ми Лай очень сильно портила картинку. Кстати, автором большинства фотографий из Ми Лай является никто иной, как... армейский фотограф Рон Аберле, высадившийся вместе с ротой С. Да, он просто снимал, как американские солдаты убивают безоружных вьетнамцев. Правда, от многих снимков потом избавился.
Был и другой вопрос - а кого наказывать? Командира- Медину? Келли , который прямо заявил - у меня был приказ убивать всех, что я и сделал? Всех, а это под сотню человек? Мне сложно судить тех, кто принял итоговое решение. Отчасти (повторюсь, отчасти) в нём есть смысл - виноват не только Медина и Келли, у которых от месяцев непрерывного стресса поехала крыша, виноваты те, кто послал их туда.
К слову, в Европе понятие посттравматического расстройства психики было неплохо известно уже после Первой Мировой. Америку чудовищная мясорубка окопной войны практически миновала, и ПТРС мог выглядеть для них чем-то непривычным.
А Ми Лай стал символом действий США в Наме, наравне с агентом Оранж и бомбардировками Севера.
Лейтенант Келли получил пожизненный срок, из которого просидел полтора года под домашним арестом.
Капитана Медину защищали одни из лучших американских юристов. В итоге, он был признан невиновным в массовом убийстве.
Хью Томпсон продолжил летать, был сбит четырежды. Умер в 2006 году в возрасте 62 лет.
Лоуренс Колбурн продолжил службу и умер в 2016 году.
Глен Андреотта погиб через 23 дня после событий в Ми Лай.
Такие дела.
Так кто виноват в бойне в Ми Лай? Сами солдаты? Армия, наплевавшая на них? ВК, оставившие деревню?
Автор - Marco Pagot
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2