Не желаете прокатиться на трамвае? Годах этак в 1950-х. Такую прогулку предложил совершить читатель канала «Московские истории» григорий артюхов. Он жил тогда на Тихвинской улице и любил кататься на трамвае № 29, маршрут которого в то время пролегал от Михалково до Усачевской улицы.
До первого класса ещё оставалось пару лет. Наступила пора познания мира. Первым открытием и любовью на всю жизнь для меня стал трамвай.
Мать моя в то время была домохозяйкой. Четверо детей и муж требовали внимания. Отец со старшим братом шли утром на работу. Девчонки в школу. Я - дома. После войны с детскими садами было туго. Чем занять малого? Самым интересным для меня были путешествия на городском транспорте. В автобусе и троллейбусе - дорого. (Платили за расстояние - чем дальше, тем дороже). Другое дело трамвай. Один раз заплатил и катайся из конца в конец. Трудно передать, сколько открытий было сделано в столь, казалось бы, прозаичном путешествии. Лучше всех мне запомнился маршрут № 29. Проехать за 30 копеек (или за 3 рубля?) от северной границы города до южной – не чудо ли это?
Начну своё долгое путешествие от конечной станции Михалково, что находится слева от путепровода через малое кольцо Московской железной дороги. Едем с севера на юг по Михалковской улице мимо Соболевского проезда. По плотине (улица Прянишникова) до Тимирязевской академии. На центральной площади старинные красивые здания ТСХА. Помню разворотное кольцо какого-то другого маршрута. Ещё там была невысокая ажурная металлическая вышка, наподобие Шуховской башни.
Далее по Тимирязевской улице, мимо институтов и лабораторий. Бесподобно красивы скульптуры рысаков у входа в Музей коневодства. А трамвай плавно несётся дальше, навстречу необычной для города картине. Представьте себе: справа - густая зелень старого Тимирязевского леса, слева – Опытное поле. И на нём целое море тюльпанов, а за цветами пасётся стадо коров! Тюльпаны и коровы в Москве 1949 — 1950-х годов — фантастика!
Резко влево, на Красностуденческий проезд, затем направо - к Дубкам. А на углу ещё одно чудо - самый старый в Москве чугунный павильон трамвайной остановки. (Сейчас его отреставрировали). По краю дубового леса линия выходит на улицу Костякова. А вот остановка «Соломенная сторожка». "Сторожка" было словом непонятным, и я переиначил «сторожку» в «соломенную старушку».
Всё ближе Дмитровское шоссе. На месте, где сейчас находится двор, проходила трамвайная линия. Здесь запомнились необычные невысокие деревянные платформочки трамвайных остановок. Забирая влево, трамвай, вместе с шоссе протискивается в узкий проезд под Рижской железной дорогой. После коленцев по закоулкам трамвай вырывается на прямую Вятскую улицу. Здесь внимание привлекал завод, в раскрытые окна видны вертикальные конвейеры, похожие на пулемётные ленты.
Дальше ароматная фабрика «Свобода». Рядом дворец культуры имени Горького, принадлежавший профсоюзу пищевиков, – типичный представитель конструктивизма. Его называли просто «Пищевиком». А вот стадион с вышкой для прыжков с парашютом. Оставляя далеко справа Бутырский рынок, выруливаем на Нижнюю Масловку, где в конце ХIХ века прогромыхал первый московский электрический трамвай.
Двигаясь к Савёловскому вокзалу, проезжаем мимо кинотеатра «Салют». В нём было два зала, по тем временам - редкость. На площади вокзала небольшой сквер, окружённый трамвайными линиями. Сделав петлю вокруг, трамвай выползает на путепровод через железную дорогу и скатывается влево, на Сущёвский вал. Слева Миусское кладбище, справа - детский парк.
От Михалковской до улицы Усачёва (или, как утверждает http://tram.ruz.net, Малой Пироговской) трамвай № 29 ходил с 1949-го по 1957 год. Вообще маршрут его часто менялся, а в 1966 году и вовсе был упразднен. Подробнее об этом здесь. А здесь можно почитать о возобновлении маршрута.
Продолжение: "На Смоленской набережной чернели огороды, зданий СЭВа и Белого дома не было и в помине".
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru