Найти тему
Московские истории

Путешествие на трамвае: "Посреди города - густой лес, тюльпаны и коровы"

Не желаете прокатиться на трамвае? Годах этак в 1950-х. Такую прогулку предложил совершить читатель канала «Московские истории» григорий артюхов. Он жил тогда на Тихвинской улице и любил кататься на трамвае № 29, маршрут которого в то время пролегал от Михалково до Усачевской улицы.

Трамвайный круг в Михалково, панорама, 1958 – 1959 г. Скленная из нескольких кадров панорама части трамвайного круга в Михалково. Автор оператор Анатолий Кузнецов.
Источник: х/ф "Солнце светит всем".
Трамвайный круг в Михалково, панорама, 1958 – 1959 г. Скленная из нескольких кадров панорама части трамвайного круга в Михалково. Автор оператор Анатолий Кузнецов. Источник: х/ф "Солнце светит всем".

До первого класса ещё оставалось пару лет. Наступила пора познания мира. Первым открытием и любовью на всю жизнь для меня стал трамвай.

Мать моя в то время была домохозяйкой. Четверо детей и муж требовали внимания. Отец со старшим братом шли утром на работу. Девчонки в школу. Я - дома. После войны с детскими садами было туго. Чем занять малого? Самым интересным для меня были путешествия на городском транспорте. В автобусе и троллейбусе - дорого. (Платили за расстояние - чем дальше, тем дороже). Другое дело трамвай. Один раз заплатил и катайся из конца в конец. Трудно передать, сколько открытий было сделано в столь, казалось бы, прозаичном путешествии. Лучше всех мне запомнился маршрут № 29. Проехать за 30 копеек (или за 3 рубля?) от северной границы города до южной – не чудо ли это?

Сельско-Хозяйственная академия имени Тимирязева, 1960 - 1966 г. Источник: личный архив Николая Мигалёва.
Сельско-Хозяйственная академия имени Тимирязева, 1960 - 1966 г. Источник: личный архив Николая Мигалёва.

Начну своё долгое путешествие от конечной станции Михалково, что находится слева от путепровода через малое кольцо Московской железной дороги. Едем с севера на юг по Михалковской улице мимо Соболевского проезда. По плотине (улица Прянишникова) до Тимирязевской академии. На центральной площади старинные красивые здания ТСХА. Помню разворотное кольцо какого-то другого маршрута. Ещё там была невысокая ажурная металлическая вышка, наподобие Шуховской башни.

Музей коневодства, 1984 г. Автор Соколов А.В.
Музей коневодства, 1984 г. Автор Соколов А.В.

Далее по Тимирязевской улице, мимо институтов и лабораторий. Бесподобно красивы скульптуры рысаков у входа в Музей коневодства. А трамвай плавно несётся дальше, навстречу необычной для города картине. Представьте себе: справа - густая зелень старого Тимирязевского леса, слева – Опытное поле. И на нём целое море тюльпанов, а за цветами пасётся стадо коров! Тюльпаны и коровы в Москве 1949 — 1950-х годов — фантастика!

Отреставрированный павильон трамвайной остановки 1890-х годов на Красностуденческом проезде. Источник moskva.bezformata.com.
Отреставрированный павильон трамвайной остановки 1890-х годов на Красностуденческом проезде. Источник moskva.bezformata.com.

Резко влево, на Красностуденческий проезд, затем направо - к Дубкам. А на углу ещё одно чудо - самый старый в Москве чугунный павильон трамвайной остановки. (Сейчас его отреставрировали). По краю дубового леса линия выходит на улицу Костякова. А вот остановка «Соломенная сторожка». "Сторожка" было словом непонятным, и я переиначил «сторожку» в «соломенную старушку».

Всё ближе Дмитровское шоссе. На месте, где сейчас находится двор, проходила трамвайная линия. Здесь запомнились необычные невысокие деревянные платформочки трамвайных остановок. Забирая влево, трамвай, вместе с шоссе протискивается в узкий проезд под Рижской железной дорогой. После коленцев по закоулкам трамвай вырывается на прямую Вятскую улицу. Здесь внимание привлекал завод, в раскрытые окна видны вертикальные конвейеры, похожие на пулемётные ленты.

Когда 29-й ходил по Дружинниковской улице, 1949 - 1957 г. Источник: Guaglione.
Когда 29-й ходил по Дружинниковской улице, 1949 - 1957 г. Источник: Guaglione.

Дальше ароматная фабрика «Свобода». Рядом дворец культуры имени Горького, принадлежавший профсоюзу пищевиков, – типичный представитель конструктивизма. Его называли просто «Пищевиком». А вот стадион с вышкой для прыжков с парашютом. Оставляя далеко справа Бутырский рынок, выруливаем на Нижнюю Масловку, где в конце ХIХ века прогромыхал первый московский электрический трамвай.

Двигаясь к Савёловскому вокзалу, проезжаем мимо кинотеатра «Салют». В нём было два зала, по тем временам - редкость. На площади вокзала небольшой сквер, окружённый трамвайными линиями. Сделав петлю вокруг, трамвай выползает на путепровод через железную дорогу и скатывается влево, на Сущёвский вал. Слева Миусское кладбище, справа - детский парк.

От Михалковской до улицы Усачёва (или, как утверждает http://tram.ruz.net, Малой Пироговской) трамвай № 29 ходил с 1949-го по 1957 год. Вообще маршрут его часто менялся, а в 1966 году и вовсе был упразднен. Подробнее об этом здесь. А здесь можно почитать о возобновлении маршрута.

Продолжение: "На Смоленской набережной чернели огороды, зданий СЭВа и Белого дома не было и в помине".

Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru