Найти тему
Туту

Сценарии заражения городов России

Оглавление

Есть несколько прогнозов распространения инфекций, но почти все они рассчитаны на Европу с высокой плотностью населения. Российская особенность — много далеких городов и низкая плотность населения. Сервис путешествий Туту собрал данные по перемещениям пассажиров на самолетах, поездах и автобусах за апрель 2019 года и передал их аналитикам из Open Data Science.

Open Data Science (ODS) — сообщество русскоговорящих дата-сайнтистов (экспертов по аналитическим данным) из России и со всего мира, включающее более 1300 участников. Задача выполнялась в рамках некоммерческой инициативы.


В результате совместной работы появилась уникальная модель распространения, «заточенная» именно под Россию, с полностью открытым кодом (то есть любой исследователь может самостоятельно запустить, модифицировать или доработать модель). В основе — разработанные мировым сообществом математические модели распространения инфекций в городах и паутина связей между городами.

Графическая модель распространения эпидемии по территории России, посмотреть которую можно по ссылке.
Графическая модель распространения эпидемии по территории России, посмотреть которую можно по ссылке.

Сценарии

Есть три базовых сценария распространения вируса:

  • «мы ничего не трогаем, все идет как обычно» — дальше все предсказуемо плохо по уровню заражения.
  • «мы перекрываем все авиасообщение и люди стараются сидеть дома, но машины и поезда продолжают ездить»
  • закрытие основных транспортных хабов.

С учетом свежих изменений, мы посчитали первый сценарий, а также смоделировали сокращение трафика по стране до 10% от обычного.

Сценарий 1: самый быстрый

Этот сценарий самый плохой с точки зрения распространения инфекции, когда сохраняется 100% трафика между городами (сейчас он уже ниже), а люди не стараются самоизолироваться, например, ездят на автобусах и в метро, посещают общественные места, но при этом соблюдают рекомендации по мытью рук и стараются соблюдать дистанцию. 

Сценарий 2: самый «изолированный»

В нем остаются только 10% от трафика перевозок, то есть попадать из одной точки в другую становится куда тяжелее, но возможно. Это не полный карантин, а существенное снижение связности. Люди внутри городов не ходят в общественные места и стараются самоизолироваться, но делают это не идеально, а в меру своего понимания.

Какие выводы?

  • Во многих городах борьба с инфекцией продлится до сентября и дальше.
  • Сочетание остановки транспорта и самоизоляции внутри городов очень эффективно снижает распространение болезни.
  • Если это сделать быстро, то восточная часть страны пострадает меньше, а вот Москва в большинстве сценариев под основным ударом.
  • В России есть 5 городов, на которые приходится половина всех перелетов: Москва, Санкт-Петербург, Симферополь, Краснодар, Сочи. На 26 направлений из 9 736 (это все виды транспорта) приходится 80% всего пассажиропотока, а всего в нашей аналитике — 951 город. У нас сильно централизованная транспортная система и пассажиропоток. Это негативно влияет на распространение вируса с одной стороны, но с другой позволяет быстро пресечь распространение болезни.

Социальная изоляция вместе с ограничением перемещений работает, как уже было сказано огромное число раз. Она позволяет снизить пик и растянуть заболевание на более длительный срок, тем самым не перегружая медицинскую систему. Видно, что удаленные от центральной части РФ регионы в этом случае страдают меньше. Также, учитывая высокую централизацию транспортных потоков, жители крупных городов несут большую ответственность и подвергаются большей опасности. Поэтому кажутся правильными совсем недавние меры, принятые в Москве.

На текущий момент это единственная полностью открытая модель с исходным кодом. Воспользоваться можно по ссылке. К проекту может присоединиться любой желающий или же взять все наработки сообщества и создать на их базе собственную независимую версию.

-2