Если верить известной мудрости, что умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих, то выходит, что умные учатся у дураков. А в действительности, пожалуй, только свои ошибки (и, как правило, с болезненными последствиями) могут научить человека жить с наименьшими моральными и эмоциональными затратами. Жаль только, что воспользоваться наукой, полученной собственным опытом, который, как известно, «сын ошибок трудных», в полной мере удается только в почтенном возрасте... Но зато каков результат!.. На пенсии уже не надо ломать голову, за кого лучше выйти замуж, и что делать, если милый не разговаривает вторые сутки (как правило, бывает достаточно просто зайти в соседнюю комнату и разбудить его).
То, что мудрость нельзя заменить ни интеллектом, ни логикой, ученые говорили неоднократно. И даже исследовали специальный центр мозга, отвечающий за эмоциональную память. Оказалось, что он никак не связан с памятью логической. В отличие от умозаключений он работает под гнетом сразу нескольких анализаторов (зрительный, слуховой, речевой). Именно поэтому эмоционально окрашенные воспоминания держатся в голове дольше, и в ключевые моменты именно они срабатывают как катализатор или ступор действия.
А недавно американские ученые доказали экспериментально, что мудрость приходит именно с возрастом. При этом они подтвердили, что общий уровень интеллекта у пожилых действительно снижается, но то, что все мы привыкли называть житейской мудростью — на порядок возрастает.
Чтобы доказать это, специалисты провели серию тестов с тремя группами людей (25–40 лет, 41–59 лет и старше 60-и лет). Участникам эксперимента предлагалось разобрать межличностные конфликты. И не просто разобрать, а предложить несколько вариантов развития ситуации, предугадать поведение участников и предложить оптимальный компромиссный исход для каждого конфликта.
По результатам эксперимента выяснилось, что в самой старшей возрастной группе талантливых «психоаналитиков» было больше всего. Компромиссы они находили самые разумные, вариантов развития видели больше и даже легко признавали (в отличие от молодежи) недостаточность собственных знаний о ситуации.
«В социальных связях и психологических закономерностях люди начинают разбираться с возрастом» — сделали однозначный вывод американские ученые и посоветовали молодым людям почаще прислушиваться к пожилым.
Ум, отточенный на практике
Иоган Вольфганг Гете говорил, что нет большей мудрости, чем своевременность. То, что кажется очевидным пожилому, умудренному опытом человеку, может оказаться неестественным для того, кто на четверть века моложе. Возможно, позже «молодой и зеленый» и сам придет к тому, что вдалбливала ему в голову любящая мама, но пока это не его решение, ошибочно человека к нему упорно склонять.
В этом случае мудрость родителя состоит в том, чтобы дать право на ошибку своему взрослому дитяти, но при этом объяснить ему максимально доступно свою собственную точку зрения. А потом, когда ошибка все-таки совершена — иметь мудрость не вворачивать в разговор при каждом удобном случае фразу: «Ну я же тебе говорила...»
Мудрость делится на 6
Американцы не были бы американцами, если бы не объяснили, что такое «мудрость» математически. Оказалось, в этом абстрактом понятии есть шесть не менее абстрактных компонентов. А именно:
· сопереживание
· сострадание
· альтруизм
· понимание себя
· эмоциональная стабильность
· социально ориентированные взгляды.
Свои выводы ученые запротоколировали, утвердили и не стали утруждать себя излишними объяснениями. Но зато долго и скрупулезно изучали, на какие области мозга воздействует каждый из этих компонентов. Оказалось, в таком многоуровневом процессе, как «включение мудрости», задействованы и первобытные рефлексы, и мораль, и духовность... В общем — гремучая смесь инстинктов, опыта и тонких материй, аналогов которой даже американская наука пока не придумала.
Если этот инструмент еще не появился в вашем распоряжении, значит, впереди еще много впечатлений, восторгов и разочарований. Быть готовым получать опыт — мудрость молодости, уметь им воспользоваться — мудрость зрелости.