Найти тему

Манипуляция аудиторией

В системе манипуляции находятся два понятия - “ факт” и “мнение”. Обозначим разграничение между ними.

Приведу незатейливый пример с маркером. Цвет его колпачка может ввести в заблуждение. Красный колпачок не означает, что маркер и внутри такой же. В данном случае, не обладая достоверной информацией, на выходе получаем мнение, а не факт. В свою очередь, факт имеет свойство порождать противоположные мнения. Один человек, видя красный колпачок, согласится, что маркер действительно красный. У другого человека сложится мнение, что цвет маркера черный.

Манипуляция аудиторией происходит за счет эмоционального вывода. Если в презентации, документе, макете напрашивается многоплановый вывод, - это стопроцентная манипуляция.

Яркий образец манипуляции сознанием - это график эмиграции из России в период с 1990-х по 2019 гг. (по данным Росстата): 250 тыс. человек уехали из страны при Ельцине. Далее график показывает улучшение миграционной ситуации при приходе Путина к власти. И в конце графика - еще больший взлет выезда из РФ. Какой очевидный вывод здесь навязывают? Что сейчас хуже, чем при Ельцине. Не разобравшись в причинах, эту картинку репостнули несколько тысяч пользователей в Фейсбуке.

Логично, что в противовес эмиграции должны быть показатели иммиграции. По данным ВЦИОМ, въезд в России составлял не меньший процент выезда из нее. Но людям эту информацию не предоставили, иначе манипулирования бы не произошло. Также скрыты показатели за 2003 г. - самый благоприятный в плане развития нашей страны. Акцентирование внимания было именно на данных о политической ситуации за 2017-2020 гг.

Итак, чтобы не стать жертвой манипуляции, надо глубже вникать в суть проблемы, серьезно работать с источниками информации.

Подробности в видео: