Карантин в Нидерландах длится уже 2 недели. Завтра, 31 марта, будет очередное выступление правительства, все замерли в ожидании новой даты (возможного) снятия ограничений.
Еще в начале года государство ожидало роста экономических показателей, но сейчас годовой прогноз снизили. Если ограничения продлятся еще 3 месяца (до 1 июня, согласно первоначальным прогнозам) - экономика снизится на 1.2%, а безработица вырастет до 4% (сейчас 2.9%). Показатели смогут восстановиться в следующем году. Но если карантин продлится 6 месяцев, то следует ждать снижения экономических показателей на 7.7% и роста безработицы до 8%.
В сложившейся ситуации есть проигравшие и выигравшие стороны. Более всего почувствовали спад сферы развлечений и моды. Кафе и рестораны, небольшие магазины одежды и обуви под угрозой банкротства. Вообще все виды бизнеса, которые невозможно предоставлять удаленно, через интернет-магазины, или те, которые не готовы были к переходу на цифровую экономику. По данным экономического бюро ING, объемы платежей в магазинах одежды и обуви упали на 74% по сравнению с предыдущим годом. В других магазинах, где клиентов обслуживают лицом к лицу, продажи упали на 28%. И это не смотря на то, что размер среднего чека продуктовых магазинов вырос.
Люди, потерявшие работу или доход от малого бизнеса, уже могут подавать запрос на материальную поддержку. Это либо индивидуальная социальная помощь на 3 месяца в размере минимальной зарплаты 1 500 евро, либо краткосрочная ссуда для поддержки оборотного капитала до 10 000 евро. Для получения есть ряд условий, но формальности минимизированы.
Продовольственные сети выиграли больше всего, но не надолго. За неделю с 15 по 22 марта их выручка подскочила на 20% по сравнению с прошлым годом, а это почти плюс 1 миллиард евро (данные агентства IRI). После того, как ажиотаж в стиле Дикого Запада утих, обороты супермаркетов возвращаются в норму. Почти вдвое снизилось число посетителей - в магазины рекомендуют ходить по одному, меньше стало и спонтанных покупок.
Вторая волна "хомячества" пришлась на ликеро-водочные магазины, аптеки и... магазины игрушек, спортивных товаров, строительные супермаркеты. Развлечения для маленьких и больших.
Собственные наблюдения
В магазинах уже стала обыденной новая рутина. На входе небольшая очередь, стоящая строго по разметке на полу с дистанцией в 1,5 метра. Ждут, пока сотрудник протрет дезинфецирующим раствором ручку тележки. В больших магазинах корзинки убрали вовсе, они не дают покупателям дистанцироваться. В маленьких либо следят за количеством покупателей, либо полагаются на сознательность покупателей. Поэтому я предпочитаю сейчас большие магазины. Некоторые покупатели приходят в перчатках и масках. У особо продвинутых оба аксессуара одного нестандартного цвета.
К моему изумлению, продолжает работать субботний рынок. Стойки и ларьки теперь располагают на большей площади, скученности больше нет. На городскую площадь пригнали электронный дорожный знак, какие используют для перекрытия трассы. На нем попеременно высвечиваются все те же предупреждения - соблюдать дистанцию, чихать в сгиб локтя и по возможности сидеть дома.