Найти тему
Журнал не о платьях

"Счастливы вместе почти 15 лет". История Марии и принца

Источник фото: muzh-zhena.ru
Источник фото: muzh-zhena.ru

Рассказ Марии Арбатовой, писательницы и феминистки:

Мой муж, Шумит Датта Гупта, принц. По крови, по отцовской линии. По национальности он бенгалец. Его дядя – создатель и генсек коммунистической партии Индии, а тётя – национальная героиня. Еще один дядя – видный деятель еще одной коммунистической партии (их в Индии две, вторая – с припиской «марксистская»). Все – борцы за независимость страны от британских колонизаторов.

Как мы познакомились

Я вела правозащитную программу на радио «Маяк-24», и мне нужен был гость, который мог бы рассказать про индийскую демократию. Моя редактор нашла его по интернету.

Сначала мы с ним пообщались по телефону. Мне надо было послушать, как он говорит вживую – ну, поскольку я приглашала его в эфир радио. А это была накануне моего дня рождения, который предполагалось праздновать в публичном формате – в казино, с концертной программой, со звездами. Тогда так было принято. И я Шумита пригласила. Но мы в тот вечер не смогли и пары слов друг другу сказать, только станцевали разок. Потому что я носилась как заведённая, – в зале сто человек, журналисты, надо было встречать, что-то говорить… А уже после нашей передачи он пригласил меня в ресторан – с этого всё и началось. Причем интересное совпадение. Или не совпадение? На публичных днях рождения подарки, как правило, навалом складываются в багажник, а цветы раздаются прохожим, потому что их много. Так вот из всей кучи даров я выбрала такую огромную гелиевую свечу, в которой плавали лотосы. Она мне понравилась, и я поставила её на подоконник в своей спальне. И уже потом, когда Шумит оказался в этой самой спальне, он свечу увидел и воскликнул: «Это же мой подарок!» Ну вот есть некие вещи такие… смешные. Которые каким-то образом все равно людей завязывают в узелок.

Я феминистка, ухаживания не люблю

У нас и свадьбы не было. Друзья до сих пор пеняют, что мы её зажали. Но нам надо было пожениться как-нибудь по-тихому. Без прессы. И мы так – в зимних пальто, бегом до загса и обратно.

Помню, однажды муж вернулся он из Индии: «Ой, у мамы служанка такая красавица! Вылитая Наоми Кэмпбелл, только еще красивее!» Я: «Котик, ты, наверное, за ней ухаживал?» Он на меня смотрит потрясенный: «Она – прислуга, она – из низшей касты, ты что?!» Есть тут свои приколы...
Когда мы встречаемся с какими-то индийцами, я вижу, мой муж превращается в некий соляной столб. Я со всеми дружу, смеюсь. А Шумит мне потом выговаривает: «Ты что, не видишь, кто перед тобой?»

Мой индийский муж

В 19 лет поступил в Университет дружбы народов. Советский Союз вытаскивал сюда учиться представителей коммунистического лобби. В наши вузы не поступали дети простых людей. А оба дяди и тетя Шумита, о которых я уже говорила, бесконечно ездили то на съезды партии в СССР, то дядя что-то писал – работал в библиотеке имени Ленина. И когда мой будущий муж был маленький, он слышал от близких: «Будешь хорошо учиться, поедешь в Россию». Они говорили «в Россию» – не «в СССР». Всё равно мы для всего мира русские – будь ты хоть узбек, хоть тунгус. С детства Шумиту привозили конфеты «Мишка на Севере» и такие духи – флакон в виде Кремля из матового стекла, фабрика «Новая заря» выпускала. Они у него до сих пор стоят дома в Индии. И, конечно, Россия ему представлялась красивым и загадочным местом, где снег по пояс, разумеется. Он приехал почти ребёнком, его оторвали от родителей, от семьи, он оказался без прислуги, без всего того, к чему привык.

«Все негры уже сдали лыжи!»

И его поселили в общагу. Они все там жили – принцы, короли. Всё нормально было. А началось с того, что Шумит в Шереметьево-2 сразу потерял все документы. Смешно, но ровно через пять минут к нему подошел человек в сером костюме (он его курировал, естественно), принес документы, отвез на место… Конечно, Шумит с большим трудом адаптировался. Это был конец 80-х. Резко кончилась еда. Ему неудобно было говорить об этом родителям или просить каких-то денег. Рассказывал, что в буфете общежития можно было купить только булочки, омлет и кефир. И это всё, что он ел, например, зимой. Дело в том, что Шумит не мог ходить по льду, падал. Индийцы не умеют ходить по льду. Потом его чуть не выгнали из университета. Он учился на физмате, подавал надежды, но не мог сдать лыжи. Его вызывали в ректорат: «Все негры уже сдали лыжи!» А он не мог, ему каста не позволяла.

Он вообще не понимал, как на них ходить. Индийцы ведь чаще всего ходят босиком, даже дома, даже миллиардеры. И зимой тоже. У них должен быть контакт с землей, которая, как они считают, никогда тебя не сбросит. А тут вдруг сбрасывает. В России Шумит очень в ней, в земле, разочаровался. Он и сейчас, когда зима, часто отказывается выходить из дома: «Нет, не пойдем никуда, там гололед». Хотя он очень спортивный, в школе был звездой по крикету.

Первый брак моего Шумита

Планировалось, что после окончания университета он поедет в США продолжать учебу. Но на одном из последних курсов Шумит пошел с другом в кино, рядом сидели две девушки. Все случилось как в индийской мелодраме: соседка Шумита была очень красивая, изучала хинди, увлекалась Индией. Шумит влюбился. Вскоре они как-то по-скромному поженились. У него и в первый раз свадьбы не было. А маме он сказал, что женился, только когда родилась первая дочка. Потому что не понимал, как они воспримут такую новость. Но восприняли хорошо.

А потом в России начались 90-е годы, про которые ничего нельзя было объяснить индийцам. Если бы не то время, Шумит бы занимался наукой, стал бы большим ученым. Но тогда науку он бросил, потому что за нее не платили. И так получилось, что дядя его жены начал использовать выдающиеся математические способности Шумита, чтобы играть на бирже. В результате мой будущий муж превратился в финансового аналитика. Но он параллельно занимался еще и литературой, писал романы.

Мы с ним познакомились, когда он был уже полгода как разведен.

Свекровь нашему браку сначала не очень обрадовалась: я же на десять лет старше. Но потом она пошла к астрологу. У них ведь только так браки совершаются: ходят к астрологам и смотрят сексуальную составляющую, будут ли дети, будут ли деньги и так далее. Так подбирают пару. И, видимо, что-то хорошее астролог ей сказал. В общем, мы дружили со свекровью по скайпу. К сожалению, она умерла после тяжелой и долгой болезни.

"Если хочешь, чтобы мужчина любил тебя не один сезон" - ЗДЕСЬ

Записала Марина Бойкова, Москва, специально для «Лилит»