Найти тему
Ольга Осипенко

Здоровое развитие ребенка от 3 месяцев до года. Примеры занятий

Оглавление

Продолжаю цикл статей про то, что нужно делать для нормального развития малыша. Начало «Развитие от 0 до 3 месяцев» тут.

Воспитание ребёнка с 3 до 6 месяцев

В три месяца ребёнок уже узнает маму и папу, а шестимесячный различает своих и чужих. У него уже уже развивается координация движений руки. Помогаем ему в этом.

Вот какие задачи должны стоять перед родителями:

1) помочь развитию согласованного движения глаза и руки

2) помочь развитию умения схватывать предметы одной величины и формы

  • Общаясь с малышом, предлагаем игрушки, удобные для захватывания. Не спешим положить игрушку в руку, проявляем терпение, вызываем интерес к игрушке.
  • Кладём ребёнка на живот, а перед ним несколько разноцветных, например, колец диаметром 5 см (не меньше, чтобы ребёнок их не проглотил). Пусть малыш пытается из взять по одному. Не забываем хвалить малыша. Затем необходимо разнообразить игрушки-по форме, величине, материалам.
  • Не забываем гладить ребёнка, перебирать пальчики, при этом рассказывать, какой он замечательный.
  • Как только ребенок научился брать игрушки, их можно больше не подвешивать, а стимулировать перевороты и дальнейшее ползание.
  • Продолжаем развивать упор ног, добавляем подтанцовывание.
  • Способствуем появлению лепета (примерно к 5 месяцам ребёнок начинает произносить слоги). Отвечайте ему, произносите в ответ более разнообразные звуки, пойте песенки, потешки. Не оставляйте ребёнка надолго в одиночестве. Желательно не использовать при этом фоновые звуки/музыку. Спокойное, радостное самочувствие ребёнка-основное условие для развития его языка.

Воспитание с 6 до 9 месяцев

Как занимаемся с ребёнком в этом периоде?

  • Помогаем малышу ползать. Для этого освобождаем пространство, кладём перед ребёнком любимые игрушки (одну-две) на расстоянии вытянутой руки. Затем подставляем ладони к его ножкам, чтобы у него получалось упираться и отталкиваться. Главное не оставлять ребёнка подолгу в кроватке и манеже, а то так он скорее научится вставать, нежели ползать. А пропускать навык все-таки нежелательно для избежания проблем со здоровьем в будущем.
  • Не форсируем события с сидением. Ребёнок сам должен научиться садиться. Как мы помогаем - из положения лёжа поднимаем ребёнка за кисти рук так, чтобы ребёнок упирался на локоть, затем садился.
  • Для улучшения действий с предметами необходимо продолжать предлагать разнообразные игрушки по форме и материалу. К 9 месяцам предлагаем игрушки состоящие из двух частей, чтобы он учился вкладывать одну в другую, и разбирать. Показываем, как падает кубик, как катится мяч, если его толкнуть, как открывается коробка или шкатулка.

Не забываем хвалить малыша, когда он дополз до игрушки, встал у опоры, перешагнул через барьер, сам сел.

Пример игры на понимание речи «Где ляля?»

Показываем малышу куклу, как она кланяется, как даёт ручку и другие простейшие действия. Прячем за спину со словами «Где ляля ?», потом резко показываем. Обязательны различные игры в куку. И малыши их очень любят, и эти игры очень полезны.

Ребёнок уже должен глазами отвечать, где мама, где папа, хлопать в ладоши, повторять ладушки.

Стимулируем это, поем песни, включаем разнообразную музыку.

Воспитание от 9 до 12 месяцев

Что же делаем в этом периоде?

Наступает пора для более разнообразных игр, развития речи. Ребёнок уже может играть в сортер с помощью родителей, складывать несколько предметов в один - вовсю подключаются пирамидки, кольцебросы, конструкторы (мегаблоки), с удовольствием используются детские музыкальные инструменты. Некоторые дети даже проявляют интерес к рисованию. Понятно, что не все игрушки используются по назначению, но у ребенка познавательный интерес набирает обороты, поэтому нужно его удовлетворять.

Рекомендации педагогов и психологов для этого периода:

  • Играем в игры, где ребёнок достаёт один предмет с помощью другого.
  • Делаем упор на речь-всё рассказываем и показываем.
  • Ребёнок уже понимает названия игрушек, бытовых действий, понимает слово «нельзя». Могут появиться первые осознанные слова. К 11 месяцам в норме первые сюжетно-ролевые игры (готовка, качание кукол, кормление мягких игрушек и т.п.)
  • Стимулируем танцы-топание ножкой, хлопки, пританцовывание. Прослушивание музыки-обязательно условие для развития ребёнка.
  • Дети очень любят игры - ладушки, куку, дай ручку, до свидания, сорока белобока, коза забодает.
  • Обязательны потешки (примеры тут).
  • Стимулируем ходьбу-хвалим, ободряем, чтобы малышу было не страшно пробовать сделать первый шаг.

Я специальное не упоминаю карточки, пособия «Умница» и другие элементы занятий многих студий раннего развития. Для нормального развития ребенка достаточно того, что перечислено выше.