Писать и говорить - разные вещи, так говорят. Но все начинается с "мыслить". Я работала с командой, где 3 сингапурца, индонезиец, 10 китайцев, француз, грек и я русская.
Вся коммуникация естественно на английском. Основные навыки, без которых просто никак:
- переводить сложное в простое письменно и устно (я все время перевожу ответы технической команды в то, что можно показать клиентам, которые не разбираются в деталях),
- рассказывать истории (снова про "упрощать", но так, чтобы все не просто поняли, а запомнили),
- ПИСАТЬ - много-много писать на английском и объяснять то, что ты придумал технической команде. Не просто, чтобы они сделали, а чтобы они вдохновились и сделали сами быстро и качественно,
- снова писать, объясняя результаты исследований в AI на язык человека, который просто интересуется, может понять суть, но детали не понимает. Это делаю я, это мне нравится и иногда пугает тоже,
- писать на уровне "переводить код в слова". Техническая команда каждый раз тренируется объяснить нам, что они разработали - так, чтобы мы теперь поняли и запомнили,
- Навык ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ и говорить на камеру. Делать видео - инструкции друг для друга - обычное дело. Это быстро, понятно, облегчает всем жизнь. Как пользоваться новой программой по ведению проекта, как пользоваться приложением, как настроить свой компьютер - все это люди делают с помощью видео - записывают себя и экран, умещая это в минимум времени. Я так записываю свои tutorials для курса Confident Business Writing for Non-Native Speakers, и здесь эта идея зашла.
Мне кажется, скоро это станет чуть ли не первостепенным навыком - "уметь объяснять" - просто, быстро, и на видео. Очень много компаний уже сейчас требуют видео - резюме. Хочешь выступить на TEDx - пришли видео саммари, о чем хочешь выступить.
Участники курса Public Speaking for Business - держитесь. Видео и камера ждут вас. Но не для того, чтобы вогнать в стресс, а чтобы познакомится с собой и наработать навык. Я боялась камеру до дрожи, потому что боялась мнений о себе. Сейчас это необходимый навык и развивать его правильнее, чем продолжать бояться.
Потому что когда есть навык - легко.
Когда приходишь в команду, где все уже это умеют, а ты вроде можешь тоже, но боишься и теряешься от неуверенности, энергия идет не на дело, а на подавление дрожи и эмоций. А еще - лишние расходы на коучей и психологов, чтобы успокоиться и "найти себя".
Объяснять, вдохновлять, понятно излагать свои мысли (и письменно, и устно), взаимодействовать с людьми, слушать, ни перебивать, ни переводить в голове (потому что вы сразу перестаете слушать), спонтанно реагировать, говорить на камеру и не бояться себя и своего голоса, переводить сложное в очень простое (критерий простого - легко запомнить) - я бы выделила эти как основные навыки работы в международной команде, где рабочий язык - английский.