Расскажу прекрасное. О славном побоище, в котором студенты подрались с добрыми горожанами. Да так, что об этой драке вспоминали потом 600 лет.
Начать надо с того, что побоище между студентами Оксфордского университета и доброго города Оксфорда случилось 10 февраля 1355 года. Аккурат в день святой Схоластики.
На этом месте уже становится немного смешно, потому что мы в просторечии называем схоластикой отвлеченные рассуждения ни о чем, не проверенные опытом. Собственно так оно и есть. Но как рассуждения могут быть святыми?
Да очень просто. Потому что святая Схоластика – одна из католических святых, родная сестра Бенедикта Нурсийского, того самого, который придумал бенедиктинцев и явление западнохристианского монашества вообще. Сама Схоластика тоже основала монастырь – первую женскую обитель. То есть дама – уважаемая во всех отношениях.
И вот в день праздника в ее часть и началось большое побоище.
Надо сказать, что студентов в Оксфорде не любили. Их вообще мало где любили. Но конкретно в этом английском городе противостояние добрых горожан и этого вечно пьяного стада, занимающегося не пойми чем, да еще и имеющего собственные «права и свободы», которые город должен был уважать.
Обычно горожане бухали рядом с церковью Святого Мартина в таверне Свиндлсток. По-английски это будет «Swindlestock Tavern» или что-то вроде «Приют мошенника».
Очень подходящее названия для места, с которого начался конфликт на 600 лет. Университетская братва, назвать которую профессорами и студентами, как-то не очень поворачивается язык, собиралась рядом с университетской же церковью Святой Девы Марии, шпиль которой закончили в 1310 году.
Так вот 10 февраля что-то пошло не так и студенты с преподавателями завалились в «Приют мошенника». Там они приняли эля, пива или вина или того и другого и возможно без хлеба. После чего, им не понравилось качество вина, которое наливал владелец таверны. Гости потребовали принести им выпить что-нибудь нормального. На что были, видимо, посланы далеко и без продуктов владельцем таверны Джоном Кройденом.
Ученые гости обиделись на то, что хозяин ведет себя «невежливо». Особенно возмущались, видимо, Роджер де Честерфилд и Уорлтер Шпрингехеус, так как их имена сохранились в документах. Спор закончился тем, что хозяину таверны разбили голову кувшином, после чего понеслось.
Обе стороны ударили в набаты и началась милая, веселая средневековая потасовка с кулаками, ножами и мечами. Драка не затихла ни через десять минут, ни через пятнадцать, ни через час. Два дня светочи науки и добрые горожане упоенно месили и резали друг друга, припоминая все обиды за долгие годы. В общей сложности полегло 63 студента (почему их число известно столь точно, вы сейчас поймете) и около трех десятков горожан.
Судя по количеству преждевременно отправившихся на свидание с апостолами студентов, победили в побоище горожане. Но все зашло настолько далеко, что делом занимался сам король Эдуард III, победитель французов при Креси и завоеватель Кале.
В результате его суда университет, по сути, нагнул Оксфорд. Потому что король передал университету контроль за рынком, право контролировать цены на хлеб, вино и эль, контроль за весами и мерами. Кроме того, университет получил свой суд и право отдельного налогообложения. Но самое главное:
Городские власти – мэр, судьи и 60 лучших горожан должны были каждый год в день Святой Схоластики приходить с непокрытыми головами в университетскую церковь, чтобы покаяться, отстоять торжественное богослужение и заплатить по пенни за каждого убитого студента.
470 лет, каждый год, Оксфорд платил ежегодно по 5 шиллингов и 3 пенса. И только в 1825 году мэр Оксфорда наотрез отказался принимать участие в церемонии.
Но даже тогда формально Оксфорд оставался «должен» университету.
Эпопея закончилась только в 1955 году. В честь 600-летия славного побоища университет соизволил таки «простить» город и закрыть тему с выплатой виры и ежегодным покаянием.
Вот что такое – стабильность на самом деле!
---------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.