Найти тему
Пешком по городам

О домах. Жилой дом работников МГБ СССР.

-2

Адрес: ул. Земляной Вал, 46.

Период: Холодная война  (1946-1989).

Годы постройки: 1946-1949.

Архитектор: Евгений Владимирович Рыбицкий.

Назначение: жилой.

Стиль: неоклассицизм.

Направление: послевоенный сталинский неоклассицизм.

Координаты: 55°45’11.22″С 37°39’20.67″В.

Охранный статус: не установлен.

-3
-4

Один из самых роскошных жилых домов Москвы послевоенного периода известен в первую очередь тем, что его автор, Евгений Владимирович Рыбицкий, при Хрущёве был лишён Сталинской премии, полученной в 1949 году за проектирование этого здания. В печально известном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое фактически положило конец архитектуре в СССР, как виду искусства, дом на улице Чкалова (ныне Земляной Вал) был приведен в качестве примера зданий, при проектировании и строительстве которых были допущены «особенно большие излишества». Недовольство товарищей Хрущева и Булганина вызвало то, что «для отделки были применены дорогостоящие материалы» и «сложные архитектурные украшения».

-5
-6

Кроме того, в вину архитектору поставили то обстоятельства, что при планировке квартир были «недопустимо завышены площади передних, коридоров и других вспомогательных помещений», хотя это вряд ли было его личной прихотью, а являлось скорей требованием заказчика — всесильного Министерства Государственной Безопасности. Известны случаи, когда высокопоставленные советские чиновники не стеснялись «подсказать» проектировщикам, как сделать их личные апартаменты более комфортными и просторными. Подобная история случилась, например, при строительства Дома Наркомата Связи на проспекте Мира, о котором мы еще расскажем.

-7

Точное определение архитектурного стиля того периода, к которому относится рассматриваемое здание, во многом затруднено из-за отсутствия серьезных исследований на эту тему. Пренебрежительное отношение к «сталинскому ампиру», как обычно именуется в популярной литературе вся скопом советская архитектура 1932-1955 годов, продолжалось начиная с хрущевских времен и до конца перестройки. Дискуссия о  стилистических вариациях в рамках этого широкого архитектурного течения только начинается. Можно выделить как минимум два основных направления, одно из которых находилось под сильным влиянием ар-деко. Дом работников МГБ является ярким примером второго направления, достигшего вершины своего развития после Второй мировой войны. Этот стиль, за неимением лучшего термина, можно определить как «послевоенный сталинский неоклассицизм», хотя он является достаточно эклектичным стилем и для него свойственно обращение не только к классическим образцам, но зачастую также к стилистике барокко и ренессанса. Искусствовед Татьяна Астраханцева называет этот стиль «Победа» и отмечает его характерные особенности: величественность, торжественность, оптимизм, монументальность, «сочетание народного и классического, массового и элитарного (по качеству исполнения)».

-8
-9

Дом работников МГБ имеет практически все характерные приметы этого стиля. Его отличают монументальные для этого района размеры — основной объем в девять этажей, тридцать три окна по фасаду — и симметричная классическая композиция, еще более подчеркнутая треугольным фронтоном с мансардным этажом, фланкированным двумя башенками с портиками. При таком значительном объеме дом не выглядит унылым и монотонным, что характерно для современных зданий крупного масштаба, поскольку разбит архитектурными элементами как в вертикальной, так и горизонтальной плоскостях.

-10

Первые три этажа обработаны закругленным рустом и подчеркнуты цветом, который в исторических источниках описан как серо-фиолетовый, но после недавней реконструкции скорей можно определить как вишневый. Цоколь отделан гранитом. Верхние этажи светло-серые.

-11

В вертикальной плоскости дом разделен четырьмя симметричными ризалитами по три окна каждый. Между боковыми ризалитами располагаются группы по два мощных балкона, опирающиеся на крупные кронштейны с пышным орнаментом. Под каждым балконом — цветочная розетка. Особенно акцентирована центральная часть здания. Здесь расположена проездная арка, отделанная гранитом и закрытая декоративной металлической решеткой. Потолок арки — кессонный с цветочными розетками. Над аркой располагаются две открытых лоджии высотой в два этажа с колоннами, внутри них — маленькие балкончики — достаточно необычное решение.  Лоджии фланкированы пилястрами. Также в полном соответствии с законами классической композиции декор верхних двух этажей более мелкий и дробный, окна разделены коринфскими пилястрами, а в центральной части — полуколоннами. Завершает все это великолепие над арочными окнами девятого этажа мощный карниз.

-12
-13

Боковые стены дома декорированы лишь немного скромней, вместо ризалитов здесь эркеры, начинающиеся с уровня четвертого этажа. Декоративная аркада между дома 44 и 46 также спроектирована архитектором Рыбицким и построена в одно время с домом работников МГБ.

-14

В 2014-2015 годах фасад дома и аркада были отреставрированы и в настоящее время их состояние вполне можно ценить на 5-. Портят впечатление лишь многочисленные кондиционеры и «тарелки», а также металлические входные двери, сменившие изначальные деревянные.

Оригинал статьи размещен на моем сайте: https://saldonin.ru/жилой-дом-работников-мгб-ссср/