Найти тему
Цветы для Элджернона

Все на шашлыки!

Правительство ввело нерабочую неделю, что бы сгладить предполагаемый пик эпидемии и создать условия для режима самоизоляции. Люди обрадовались и начали бронировать отели в Сочи: весна, внеплановые каникулы, такой момент упускать нельзя! Лично я почему-то спокойно отношусь к происходящим событиям (привык что ли к всякой дичи), но прекрасно понимаю тех, кто искренне бомбит от такого опасного поведения. Но могу рассказать, что сам об этом думаю.

Все эти истории про спекулянтов, массовые закупки еды, поездки в Испанию и на шашлыки заставляют вспомнить эксперименты, в которых психологи пытались измерить, как ответственность работает в коллективных формах взаимодействия. Спойлер: работает плохо.

Эффект свидетеля. Вы идете по улице, видите, что человеку, лежащему на асфальте, плохо. Вокруг ни души и не предвидится. Ваши действия: подойти, узнать что такое, предложить помощь. Та же самая ситуация, только вокруг толпа народа. Вы внезапно теряете интерес к человеку, ведь или к нему может подойти кто-то другой или так оно и должно быть, если никто не подходит. Персонализированная ответственность в первом случае становится размазанной коллективной в втором. Отношение же к самому факту, что кому-то плохо будет зависеть от того, кому именно плохо. Будь это любимый человек, вы бы сквозь всю толпу пробились, чтобы лично быть рядом с ним. Если это незнакомец, включается внутренний социальной калькулятор, кто и кому сколько должен.

В принципе, отсюда можно заключить, что настоящую ответственность мы проявляем только к тому, что ценно и дорого для нас. Для всего общественного ответственность становится относительной и переменной. А ценным и дорогим для человека является то, что либо лично его, либо то, что стабильно остается с ним (например, член семьи). Если хотите общество ответственных людей, нужно такое общество, где большинство чем-то владеют и знают, что у них это не отнимут. Если же в обществе у людей мало собственности или гарантий того, что с ней ничего не случится - общество резко начинает ответственность отторгать. Оно ему становится ненужным.

Если живете в окружении, где непонятны перспективы развития и чего-то хорошего в будущем, в то время как чего-то плохого очень даже ясны и прозрачны - даже ценность собственной жизни начинает быть относительной, как и ответственность за нее. И ценность момента сегодняшнего дня, когда можно пожарить шашлыки, начинает доминировать над ценностью возможных рисков и последствий. Так же как ценность сиюминутной спекулятивной сделки над ценностью долгосрочного строительства репутации и имиджа.

В некотором смысле, безответственные люди не ведут себя глупо или тупо. Их поведение наоборот, очень точно отражает ту реальность, доступную им в чувствах и ощущениях.

В эксперименте Милгрэма ( о котором я возможно позже напишу подробней), с участника снималась ответственность путем создания руководящей фигуры, которая брала ее полностью на себя за совершаемые действия подопытного. Оказалось, что при таком трансфере человек потенциально готов совершить абсолютно что угодно, вплоть до возможного убийства (пока за это отвечает кто-то другой). Вывод: чем больше вы говорите людям, что вам лучше знать, как действовать, чем больше превращаете их в отморозков, для которых насилие и эмпатия перестают что-либо значить. В целом, вы превращаете их в детей. Но вы же знаете, что мало кто может сравниться по жестокости и бессердечности с обычным коллективом 7б класса.

Очень интересно представить, что если бы была такая страна, в которой у людей мало собственности и гарантий ее сохранности и много контролирующих и надзорных институтов, то жители бы такой страны были бы способны на крайне безответственное и рискованное поведение, ради сиюминутной выгоды и эмоций. Возможно она даже где-то есть. Кто знает. Ну как кто, все знают.