Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Опасные гастроли" (СССР, 1970): спор о "революционном" кабаре

Опасные гастроли. СССР, 1970. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Сценарист Михаил Мелкумов. Актеры: Владимир Высоцкий, Ефим Копелян, Лионелла Пырьева, Николай Гринько, Иван Переверзев, Георгий Юматов, Николай Федорцов, Владимир Шубарин, Рада Волшанинова, Николай Волшанинов, Эльвира Бруновская, Борислав Брондуков и др. 36,9 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (1934-2015) известен зрителям прежде всего своими «мушкетерскими» фильмами, но и его фривольные «Опасные гастроли» имели большой успех. И, разумеется, не только из-за легкого водевильного жанра, но и из-за бенефисного участия и песен Владимира Высоцкого.

-3

В отличие от зрителей советская кинематографическая общественность встретила «Опасные гастроли» весьма враждебно. Журнал «Искусство кино» в лице известного режиссера «правильных» революционных фильмов Ефима Дзигана (1898-1981) писал об этом фильме так: «Персонажи фильма просто не имеют права называться большевиками. C тем же «основанием» их можно было бы именовать эсерами или анархистами: нам неведома идейная позиция этих «героев», мы ничего не знаем о цели их якобы революционных действий … основным содержанием фильма стала именно программа кабаре — многочисленные эстрадные номера, при этом крайне сомнительные по своему характеру и вкусу. Думается, что сам факт такого рода сочетания темы «революционного большевистского подполья» с канканно-шантанным материалом, занимающим в метраже фильма явно доминантное положение, может, мягко говоря, в лучшем случае удивить своей бестактностью. … успех картины у некоторой части зрителей ни в коей мере не может ослабить нашего негодования по поводу появления такого фильма. Его идейно-художественные пороки несомненны, и оттого, что он «делает кассу», мера нашей тревоги лишь возрастает. … создание противоестественного гибрида высокой, благороднейшей темы революционной борьбы с дешевым материалом шантанной экзотики только компрометирует самую тему, подрывает к ней доверие, опошляет понятие героического» (Дзиган, 1970: 100-103). Дзиган Е. Как же появилась эта картина? // Искусство кино. 1970. № 5. С. 100-106.

-4

В постсоветские времена «Опасные гастроли» вновь стали предметом анализа кинокритики, но в ином ракурсе.

-5

К примеру, кинокритик Сергей Кудрявцев обратил внимание на «двойное дно» «Опасных гастролей»: «Действительно, эту картину можно счесть дурной по вкусу, сомнительной по своему интересу к кафе-шантану и спекулятивно использующей революционную тематику. … (но) история подпольщика, открывшего в Одессе в конспиративных целях кафе-шантан, ныне неожиданно кажется одной из самых диссидентских в советском кино. Поскольку под видом историко-революционной картины о борьбе за установление Советской власти на Украине постановщику ловко удалось по-своему повторить трюк главного героя и провести начальство - на самом-то деле, все эти девочки из кабаре и песни полуопального певца с Таганки волновали Юнгвальд-Хилькевича сильнее, чем наспех и опереточно представленные действия «р-р-рэволюционэров». Кудрявцев С. «Опасные гастроли». 4.12.2007. https://kinanet.livejournal.com/695054.html

-6

А кинокритик Евгений Нефедов нашел в «Опасных гастролях» иной подтекст: «Можно понять некоторых кинематографистов и критиков старшего поколения, воспитанных на более, скажем так, серьёзных, проникнутых высоким пафосом историко-революционных лентах. … Выступления прекрасных полуобнажённых танцовщиц, вызывающие лёгкое смущение у почтенной публики, душераздирающие цыганские романсы, замечательные песни шансонье Бенгальского … – всё это занимает слишком много экранного времени, чтобы служить лишь фоном. … Но именно данный аспект привносит в экранные перипетии весьма, прямо скажем, неожиданный подтекст. Ведь для кого служат приманкой яркие, с толикой эпатажа, забавные или сентиментальные песенки? Кто попался на удочку бездумных развлечений, кого прельстила богемная атмосфера? Это невольно воспринимается ещё одним, косвенным свидетельством морального разложения элиты Российской империи, которой становилось труднее противостоять революционерам в борьбе за общественное мнение. Мысль прозвучала весьма актуально для СССР конца 1960-х, в адрес которого со стороны западных леваков примерно тогда начали раздаваться обвинения в «буржуазном перерожденчестве» (Нефедов, 2017). Нефедов Е. «Опасные гастроли» // All of Cinema. 27.10.2017. http://allofcinema.com/opasnyie-gastroli-opasnye-gastroli-1969/#ixzz6I9UnzeYy

Итак, это были мнения кинокритиков.

А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?

Александр Федоров, 2020

P.S. Мою рецензию на «Опасные гастроли» можно прочесть здесь: https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/opasnye-gastroli-1969-5d14a7110119dd00aee5c425