Доброго времени суток, дорогие друзья.
Если пройтись по улицам и задать вопрос простым гражданам о том, какое танковое сражение было самым массовым за всю историю Великой Отечественной войны, 9 из 10 опрошенных назовут Курскую битву. И лишь те, кто более детально интересуются историей, скажут, что в первые дни войны произошёл танковый встречный бой, который стал самым крупным.
Речь идёт о сражении в районе Дубно и Луцка, которое состоялось в период с 25 по 30 июня. Всего за 5 дней боёв, в нём приняло участие более 4 тысяч танков. Следует напомнить, что Курская битва длилась почти 2 месяца, поэтому по концентрации техники, наше сражение явно опережает «Огненную дугу».
В настоящее время, установить точное количество техники, задействованной обеими сторонами довольно трудно. Разные историки приводят различные цифры. В целом, если брать средние значение, со стороны Красной армии было задействовано порядка 3.5 тысяч танков, из них порядка 900 – КВ-2, КВ-1 и Т-34. Со стороны Вермахта, было выставлено порядка 700 машин, из которых почти 500 –Панцер 4 и 3. Выходит, что наших танков было больше, но основную массу составляли менее современные легкие машины БТ-5, БТ-7 и Т-26.
Георгий Жуков, будучи представителем ставки, прибыл на Юго-Западный фронт, чтобы контролировать действия командиров. Именно он отдал приказ о нанесении этого контрудара.
9-м механизированным корпусом командовал Рокоссовский, которого восстановили в армии всего год назад. В последствии, он станет превосходным стратегом, дослужиться до маршала, и примет непосредственное участие в знаменитом параде Победы.
А пока, его танки двинулись к Луцку, где немцам удалось достичь преимущества. Именно его решительные действия помогли избежать быстрого разгрома и восстановили равновесие сил.
Отсутствие нормальной связи, отставание тылов и длительные марши привели к тому, что советским танкистам приходилось вступать в бой после сотни километров марша, без поддержки и обслуживания. Часть техники выходила из строя, не добравшись до полей сражения, поскольку ремонтные мастерские окончательно отстали. Кроме того, немецкая авиация, получив господство в воздухе, с большим удовольствием поражали наши танковые колонны.
Буквально в первые дни сражения, наши танки израсходовали запасы топлива и боеприпасов. Немецкие самолёты активно бомбили наши тылы, поэтому проблемы со снабжением решить не удавалось. Уже к 27 июня, спустя 2 дня сражений, нашим танкистам приходилось сражаться практически без боеприпасов. Отряд комиссара Попеля, смог атаковать вражеские тылы и захватить несколько немецких танков. Однако, помощь не успела подойти вовремя, и наши танкисты оказались в окружении. Они держали оборону вплоть до 2 июля, после чего подорвали оставшиеся машины и прошли более 200 километров, пробиваясь к своим.
В итоге, к 1 июля, практически все механизированные корпуса, входящие в состав Юго-Западного фронта, принимавшие участие в этом сражении, были уничтожены. В строю оставалось от 10 до 30 процентов техники.
Кстати, генерал Власов (тот самый, который позже станет главным предателем СССР), смог сохранить 40 процентов своих танков и успешно вышел из-под удара.
Итогом сражения стали огромные потери советских танкистов. Всего за 5 дней сражений, Красная армия потеряла почти 2.5 тысячи танков. Для сравнения, за всю Курскую операцию, которая длилась почти 2 месяца, наши потери составили 6 тысяч единиц техники.
На этом фоне, потери немцев смотрятся смешно. Всего 85 машин было уничтожено безвозвратно, и ещё 200 требовали ремонта.
Таким образом, отсутствие грамотного планирования, господство в воздухе и слабая материальная база привели к тому, что Юго-Западный фронт, имея значительный перевес в технике, не смог остановить врага, понеся огромные потери.
На сегодня достаточно. Как ни горько вспоминать такие эпизоды, но они являются частью нашей истории. Пишите свои комментарии и подписывайтесь на канал.