Найти тему

Про голландский домик, риэлтора на крыше и двери мертвецов

Мой дом - моя крепость. В каждой стране свое особое и трепетное отношение к жилищу . В Нидерландах кукольные домики напоминают жилища гномиков или эльфов, они выглядят нарядно и очень красочно. #Голландцы любовно сохранили и пронесли свои архитектурные традции через века. Посмотрите как выглядел обычный #дом голландца несколько столетий назад.

-2

Такой тип деревянных домов в Северной Голландии, назывался еще «зеленый дом» из-за насыщенного яркого-зеленого цвета, просуществовал в практически неизменном виде более трех сотен лет. Приблизительно с конца пятнадцатого века и до конца века девятнадцатого. Вот этот дом на фотографии был построен в 1659 году.

-3

Такой дом был тем самым «самым обычным» домом, в которых жило большинство населения страны в Золотом веке. Расчет простой – в начале семнадцатого, например, века, где-нибудь в 1630 году такой дом могла позволить себе семья с годовым доходом около 700 гульденов. То есть – семья среднего плотника, плохонького кораблестроителя или хорошего докера. Ну а дом рангом повыше – для него уже был нужен доход аж более 10 000 гульденов

-4

в год. Это уже уровень владельца нескольких кораблей, из которых хотя бы один «дальнего плавания» – то есть плавающий в Азию или Америку – или хозяина десятка полтора мельниц.

-5

Итак, что же можно сказать, глядя на такой дом? Прежде всего – материал. Дом построен из дерева на деревянном же (балки) фундаменте. Цоколь обложен камнем или кирпичом, но это только для красоты. Почему? Дело в том, что собственного строительного камня в Голландии нету. Если хотелось каменный дом – камень приходилось везти аж из Германии. Первый «настоящий» район настоящих каменных домов – «Herengracht» («Херенхрахт»), что можно перевести как «Господский канал» – был построен в начале Золотого Века в Амстердаме и демонстрировал богатство владельцев самым очевидным образом. Но просто привезти камень недостаточно. Большинство территории страны – дюны да болота, утопнет каменный дом без дорогостоящих опять-таки и длительных работ по отводу грунтовых вод.

Если перенестись в семнадцатый-восемнадцатый век да прогуляться по улочкам такого города, то глаз порадуется изысканной цветовой гамме. Дома вокруг будут зеленого цвета, зеленого и... зеленого. Это тоже не спроста, конечно. Хотя единообразие активно насаждалось господствующей тогда протестантской моралью, выбор цвета был донельзя практичен. Только зеленая цинковая краска могло достаточно долгое время противостять постоянным дождям и ветру – милой и приветливой голландской погоде.

Ну, а наличники да коньки крыш наперекор всему красили белым – краски уходит немного, не разоришься каждые полтора-два года подкрашивать, а вид нарядный.

Кстати, про крыши. Поскольку по правилам общины было трудненько показать себя и свое богатство, «выпендриться», что называется, то хвастуны пользовались каждой такой возможностью. В частности – устанавливали на коньке крыши целые шпили и башенки из резного дерева, более подходящие для какого замка или церквушки.

Вот, скажем так выглядят шпили в #Заансе Сханс

-6

Такие штуки назывались... маклер (makelaars – макелаарс)! Маклеры на крышах занимались, собственно, тем же, чем и сечас на земле – расхваливали дом. Чем выше и фигурнее был такой маклер, тем больше он подчеркивал богатство дом, спрятанное под стандартной зеленой «оберткой».

-7

Внутренности таких домов были тоже, в общем-то, стандартны. Одна большая жилая комната занимала большую часть дома, совмещая функции столовой, кухни, гостинной и спальни. Дети спали преимущественно на лавках или на полу (если уже выростали из колыбели, конечно), родители – в своеобразном спальном «шкафу» – встроенной в стену кровати. Дверки, кстати, обеспечивали и какое-никакое уединение. Обогревалось все это единственной печью-плитой, где и еду готовили (летом использовали чаще двор для готовки). Остальные помещения, в частности мастерскую или кабинет хозяина дома обогревало в лучшем случае (если мастерская располагалась на втором этаже, над жилой комнатой) тепло от проходящей по стене трубы, а иначе – и так сойдет. Кроме этого имелось некоторое количество чуланов и холодных комнатушек, которые использовались большей частью под склады или только в теплое время года.

Если посмотреть на дома повниметельнее, то мы увидим там дверь прямо на переднем плане. Эта дверь ведет прямиком в ту самую главную жилую комнату и кажется естественным входом. Вот только... Присмотритесь-ка, порожек-то почти метр высотой – не слишком ли будет? Зачем такой порог?

Люди, знакомые с морскими делами и помнящие, что в Голландии земли нету, а есть только осушенное море, наверняка скажут: «комингс»! Чтобы вода, значит, внутрь не заливалась! И – ошибутся. До такого даже голландцы не додумались. Да и толку сидеть в доме, если волны у порога плещутся? Кушать тоже надо, а вертолеты спасательные еще только через триста лет придумают. Не дождесси.

Чтобы дать подсказку, скажу еще, что дверью этой в обычной жизни почти не пользовались. Входили и выходили через другую дверь, в задней части дома. Через своего рода сени или тамбур, чтобы тепло опять же не терять слишком.

-8

А зачем тогда эта дверь? Для мебели? Не в смысле, что «чтоб было», а в смысле, чтобы мебель заносить-уносить? Тоже нет. Большинство крупногабаритной мебели, включая кровати для взрослых членов семьи и шкафы, было, как я уже говорил, встроеннно прямо в стены при постройке дома. Остальная же мебель – стол, стулья/лавки, буфеты – делалась и собиралась тоже прямо на месте, чтобы точно подходить по размеру к комнате. Единственное «транспортируемое» имущество – сундуки – вообще стояли в других комнатах и заносились туда минуя эту главную.

Значит, не для мебели? Ну... Можно сказать, что все-таки да, для мебели. Ибо было кое-что, что можно с некоторой натяжкой отнести к мебели, что было невозможно вносить и выносить в разобранном виде и довольно громоздкий этот предмет был, прямо скажем. Не догадались? Это гроб.

Через эту дверь выносили гроб с телом, отчего такая дверь и получила пугающее название «дверь мертвых» (dood deur – доод деур). Тут и высота была на руку – удобнее подхватывать. Однако, мириться с такой мрачностью, пусть и необходимой, голландцы не желали. Да и то, что «дверь мертвых» все остальное время не работала – тоже было не хорошо.

-9

И очень скоро к соображениям практицизма прибавились соображения шоубизнеса – эту дверь начали использовать в качестве... развлечения. Весьма редкого, впрочем, но зато весьма веселящего публику. Что же это было? Это была #свадьба. Перенести невесту на руках через порог – #традиция общеизвестная. А вот залезть с невестой на руках на почти метровую высоту – вот уж где было шоу! Визгу, писку и хохоту хватало. Особенно потому, что руки жениху (связанные свадебной лентой, кстати) полагалось использовать только для удержания своей супруги, а так – карабкайся как можешь.

Так и появилась поговорка Dood en bruid gaan de voordeur uit. ( дословно: только смерть и невеста выходят через парадную дверь)

-10

Вот так вот строили дома в Голландии и во Фрисландии. Разве что в Фрисландии дома были побольше и камень был подешевле. В соседних областях – Брабанте, Утрехте, и уж тем более в Лимбурге – было по другому, там больше сказывалась немецкая и французская архитектурная традиция.