На коробке "Сардоникса №3" написано: "Менелай / сардоникс / из сокровищ Государственного Эрмитажа"
Авторство камеи "Менелай" (в некоторых источниках ее называют "Головой Менелая") приписывают Бенедетто Пиструччи (1784-1855), британскому мастеру итальянского происхождения, больше известному в качестве гравера и медальера (в частности, он был автором дизайна нескольких британских монет). "Менелай" имеет размер, подходящий для броши - 4,2х3,5 см - и это единственная из трех камей, выбранных для "Сардониксов", которая сделана не из сардоникса. Сардоникс - слоистая разновидность агата, ее использовали ради дополнительного эффекта объема, придаваемого контрастным цветом разных слоев. Этот контраст хорошо виден у "Венеры" и "Ариадны", чьи белоснежные фигуры выступают из красновато-коричневого фона. Но "Менелай" хорошо смотрится исключительно за счет рельефности, т.к. у камня, из которого он вырезан, нет игры слоев - и специалисты из Эрмитажа определяют его как просто агат.
К сожалению, парфюмерная полиграфия 1970-х не передает всего великолепия камеи "Менелай" - рельефная проработка деталей "съедается" посредственной печатью, и становятся не видны, например, кентавр и грифон, украшающие шлем. Но новозаревские художники затемнили фон камеи, и красивый профиль царя Спарты смотрится в итоге очень выразительно.
К середине 1970-х у советских потребителей уже сформировалось четкое мнение, что духи предназначаются женщинам, а одеколоны - мужчинам. Но парфюмеры еще сопротивлялись этому стереотипу, и про "Сардоникс №3" в рекламном каталоге написано, что эти духи "предназначены как для женщин, так и для мужчин". Но, видимо, оказалось сложно убедить мужчин пользоваться духами, которые нужно наносить точечно, мелкими - "женственными" - движениями, и для них Новая заря в итоге выпустила "№3" в одеколоне, который благодаря более легкой концентрации можно было наносить по-мужски - размашисто, внабрызг.
"Сардоникс №3" действительно звучит как аромат-унисекс - но не в смысле нейтральности, нивелирующей половую принадлежность своего владельца. Наоборот, "Менелай" благодаря своей яркости и хищности подчеркивает сексуальность того, кто носит эти духи. Бывают ситуации, когда в смешанную компанию приходит новый человек, и независимо от его пола при его появлении у окружающих возникает мысль: "Ну, сейчас начнется!" - ровно такой эффект вызывает и "Менелай". По сравнению с "Венерой" и "Ариадной" он более древесный, розный и лактонный. Пирамида "Менелая":
начало - альдегиды, нарцисс, мимоза;
середина - роза, пачули, сливочные ноты;
база - сандал, бензоин, амбра, мускус.
(C) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора