Сейчас значительно увеличилось количество клиентов, которые обращаются по поводу участившихся конфликтов: находясь в самоизоляции мы вынуждены проводить много времени со своими близкими и не всегда такое длительное общение приятно - оно обостряет накопившиеся проблемы и негативные чувства...
Чаще говорите о своих чувствах – это дает возможность переключить внимание на собеседника и иметь представление о его чувствах и потребностях, а также снизить эмоциональный накал ситуации.
Если в отношении, в реакциях и действиях партнёра вам что-то не нравится, обязательно скажите об этом - другой человек, даже очень близкий, вряд ли умеет читать чужие мысли. Сейчас речь пойдёт об идеальной формуле жалобы, предложенной психологом - специалистом по успешным коммуникациям Хейм Джинотт.
Формула «XYZ»:
1. когда ты сказал(-а) X,
2. это заставило меня почувствовать Y,
3. а вместо этого мне бы хотелось, чтобы ты сделал(-а) Z.
Сравните, что лучше звучит:
1. "Ты только и думаешь о себе!"
или
2. "Когда ты задерживаешься без предупреждения, я чувствую себя покинутой и сержусь. Мне бы хотелось, чтобы ты предупреждал, когда будешь позже обычного".
Сравните, что лучше звучит:
1. "Ты никогда меня не слушаешь!"
или
2. " Когда я вижу, что собеседник меня не слушает, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю".
Потренируемся?
Переделайте в «Я-высказывание» и предложите свой вариант:
Вечно ты хамишь!
… (Ваш вариант)
Вечно ты хамишь!
Когда ко мне некорректно обращаются, я раздражаюсь и теряю желание общаться. На мой взгляд, ты можешь быть уважительнее ко мне. В свою очередь, постараюсь быть более терпимой.
Переделайте в «Я-высказывание» и предложите свой вариант:
Ты всегда ужасно себя ведешь!
…. (Ваш вариант)
Ты всегда ужасно себя ведешь!
В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь сдержаннее.
Данную технику общения лучше всего постепенно внедрять в семье, прежде всего с детьми и родителями, отслеживая реакции близких. Можно пробовать на работе, особенно в повторяющихся неприятных ситуациях.
«Я-сообщения» учат говорить о своих чувствах, точнее выражать смыслы, сглаживать эмоциональный накал. В таком общении нет места угрозам, оскорблениям, оправданиям, язвительным замечаниям. Зато эмпатия становиться мощным и эффективным инструментом. Уважение и любовь усмиряют всяческую враждебность в общении!
Если возникнут вопросы – пишите их на alina@alinamaksimova.ru Полезные упражнения, эфиры, анонсы мероприятий, описание тренингов, отзывы, расписание мастер-классов - в моем Инстаграм @psyholog_alina_maksimova
Успехов!