Найти тему
Александр Балтин

На смерть Кшиштофа Пендерецкого

Музыка становится объективной реальностью с детства: мальчика Кшиштофа учат играть на скрипке и фортепьяно…

Как раскрываются звуки под натяжением струн!

Скрипка плачет и печалится, возносит к дальним пределам, где сияющие облака медленно плывут над немыслимыми садами; чрезвычайная выразительность суммы клавиш таит миры…

В гимназии К. Пендерецкий создал собственный оркестр, где был и скрипачом, и дирижёром.

Его произведения авангардны; и вместе в них живут, бьют, играют классические ключи; в его музыке в равной мере бушует карнавал человеческих чувств, и льётся тугое натяжение грядущего космоса: композитор, словно, провидит будущее.

После первой победы на всепольском конкурсе, он становится желанным, постоянным участником различных фестивалей музыки; а его творчество рассматривается, как яркий и яростный пример востоевропейского авангарда.

«Строфы», «Эманации», «Псалмы Давидовы» - тут прорывалась подлинно библейская звуковая мощь; Пендерецкий активно экспериментировал в области новейших средств выразительности; для адекватного выражения сложных собственных замыслов использовал в нотной записи придуманные им же знаки…

Максимальное воздействие на слушателя!

Такова задача, и то, что объектами музыкальных исследований становятся боль, страдание, истерия – логично: ибо ритмы века рвутся слишком неистово, не оставляя места благодушию.

Пендерецкого влечёт религиозная тематика, Бах и православная литургическая традиция своеобразно влияют на композитора.

Музыка Пендерецкого звучала в ряде фильмов мастеров европейской режиссуры; крупнейшее сочинения композитора – «Польский реквием» - вбирает в себя чрезвычайно много разнообразного: точно совмещая века.

Музыкальный свод Кшиштофа Пендерецкого сложен, требует особого напряжения от воспринимающего; но то, жизнь скольких людей обогатил композитор, свидетельствует о величие его музыки…