Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Алалия или аутизм? Ключевые отличия, заметные до 3 лет

По опыту знаю, что у родителей детей с нарушениями развития до трёх лет очень часто возникает вопрос о том, чем же отличается алалия и аутизм. Врачи и специалисты тоже особую ясность в этот вопрос не вносят, что неудивительно - на раннем этапе эти нарушения ОЧЕНЬ похожи по симптомам. Тем не менее, есть у алалии характерные черты, не свойственные аутизму. О них, и об алалии в целом, и пойдёт речь ниже.

Если вы спросите поисковики, что такое алалия, то увидите, что их существует 3 типа: моторная, сенсорная и сенсомоторная (тотальная).

  • Моторная алалия - это отсутствие активной речи у ребёнка с первично сохранным интеллектом. Ребёнок всё понимает, но не говорит. Помните тургеневского Герасима из рассказа "Муму"? Это классический пример моторной алалии. Раньше этот диагноз назывался просто - "немота".
  • Сенсорная алалия - ребёнок не понимает постороннюю речь. Собственная речь может быть, но при этом она бессмысленная - набор звуков, эхолалии, слова "не в тему", словесный "понос". При сенсорной алалии ребёнок говорит, но не понимает.
  • Сенсомоторная (тотальная) алалия - ребёнок не говорит и не понимает речь.

В реальности такое разделение алалий довольно условное. Редко когда бывает чистая моторная, или чистая сенсорная алалия. Даже тотальная алалия, когда ребёнок, СОВСЕМ ничего не понимает и не говорит, встречается нечасто. Обычно алалические компоненты смешаны между собой с перекосом в одну или в другую сторону. Периодически проступают то черты сенсорной алалии, то моторной.

Например, ребенок может более-менее, но не так чтобы хорошо, понимать речь, но не говорит и с трудом этому учится. Или, наоборот - говорит и учится говорить сносно, зато с пониманием трудно.

картинка из открытых источников
картинка из открытых источников
Считается, что причиной алалии является повреждение и незрелость речевых зон мозга: зоны Брока (левая лобная часть - говорение) и зоны Вернике (левая височная часть - понимание).

Кстати, у взрослых после инсульта тоже встречаются подобные нарушения. Но так как у взрослых речь была сформирована ДО повреждения, у этого расстройства другое название - сенсорная и моторная афазия, и получше прогноз (конечно, в зависимости от объема кровоизлияния).

Где-то до двух лет алалия, особенно чистая сенсорная или с сенсорным компонентом, то есть, где есть проблемы с пониманием речи, выглядит как типичный аутизм. Мы начали походы по врачам с полутора лет. Так вот наш первый диагноз от невролога так и выглядел: "Аутизм ?" В общем, да, алалию и аутизм в раннем возрасте отличить очень сложно. Что же у нас было аутичного? Очень много чего:

  • Отсутствие зрительного контакта;
  • Никакой реакции на имя и обращенную речь при сохранном слухе;
  • Совсем не было своей речи, даже лепетной. Только случайные обрывки слогов, которые ничего конкретного не значили;
  • Нарушение привязанности и самостоятельность не по возрасту- сын не замечал моего отсутствия, не радовался при моём появлении, в незнакомых местах летел без оглядки куда глаза глядят, до истерики отказывался ходить за руку;
  • Отсутствие жестов (не мог головой показать "да/нет", не махал "пока-пока", не было указательного жеста);
  • Обилие стереотипий (стимов): бег по кругу, взмахи руками - "крылышки", вокализации (монотонное мычание, звонкий визг), рассматривание пальцев рук, выкладывание в ряд игрушек, кручение колес и всего что можно покрутить, зависание на вентиляторах, маршруты, игры с глазами: завести зрачки в бок и кружится по кругу.

Но у алалии, даже в самом раннем возрасте (до 3 лет), всё равно есть отличия от аутизма. Эти отличия не видны врачам, а видны только в повседневной жизни. Поэтому нередко врачи или ставят неверный поспешный диагноз, или пишут расплывчатые формулировки типа "ЗРР" и т.д., понимая, что ещё всё может измениться.

Вот эти отличия:

  • Самое главное - алалик не отказывается от несловесного общения, тесного, такого как обнимашки, поцелуи, ручки, в том числе;
  • Как правило, нет негатива к посторонним людям. Может быть равнодушие, отсутствие интереса, но истерик нет;
  • Нет истерик от смены обстановки, смены распорядка дня;
  • Ребёнок не против того, что вы вмешиваетесь в его игру - у него не будет психов потому, что вы переставили куда-то его игрушки;
  • Нормально воспринимаются не речевые сигналы общения - мимика и интонация - ребёнок понимает их и правильно интерпретирует;
  • Для моторной алалии характерны трудности с мелкой моторикой из-за того, что зона Брока (центр говорения) в мозге находится рядом с центром мелкой моторики (тонкие движения пальцев рук). В норме малыш до года начинает брать предметы пинцетным захватом. Алалики долго и неуклюже хватают предметы всей пятерней. Мы отточили этот навык до приемлемого уровня только к 1,9. У аутистов этой проблемы обычно нет;
  • Есть сочувствие - может пожалеть другого ребёнка или взрослого (появляется позже, чем у нормы - в 2,5-3 года);
  • Сюжетно-ролевая игра развивается сама без обучения и каких-то специальных мер (появляется позже, чем у нормы - ближе к 2-2,5 годам, усложнённая - к 3-3,5);
  • Легко отвлечь и переключить с истерики.
фото из открытых источников
фото из открытых источников

То есть, проблемы с коммуникацией - основным критерием для постановки диагноза "Аутизм", детей с алалией касаются не так остро и только со стороны речевого общения. В неречевом общении эти дети норма или близки к ней.

Грубо говоря: ребёнок при алалии хочет, но НЕ МОЖЕТ полноценно общаться из-за повреждения речевых зон. Ребёнок с аутизмом, если не имеет повреждения речевых зон, общаться может, но НЕ ХОЧЕТ.
И в том, и в другом случае, проблемы с общением тянут за собой вереницу похожих симптомов. Именно поэтому диагнозы так похожи.

Когда алалик начинает говорить, диагноз ставится врачами более уверенно, так как речевые особенности, свойственные алалии, становятся очевидными:

  1. Долго ставятся звуки. Прям очень долго. Например, мы звук "ш" ставили полгода, занимаясь по 5-6 раз в неделю с логопедами и дома. Требуется усиленное закрепление. Бывает поставишь, а ребёнок всё равно упорно сваливается на произношение не как правильно, а как ему легче. Есть проблемы с артикуляцией;
  2. Понимание речи растёт не само по себе, интуитивно, а через упорное заучивание. Характерны сложности с пониманием предложений, где переставлены слова. Например, "Вася, дай мяч" ребёнок поймёт, а "Дай мяч, Вася" - может поплыть (более характерно для сенсорных алаликов);
  3. Плохо с грамматикой. Ребёнок долго учится склонению слов по родам, падежам. Долго сохраняются в речи такие перлы, как "Моя папа", "Твой мама";
  4. Трудности с абстрактными понятиями: пословицы, поговорки, времена года придётся объяснять очень долго;

На исправление речевого дефекта уходят годы. Греет в этой ситуации то, что поправить алалию и добиться хороших результатов можно, главное систематически работать с ребёнком.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Здоровья вам и вашим родным! :)

Ставьте лайк и подписывайтесь!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией

Незаметные хитрости, чтобы ребенок быстрее заговорил

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц