Предыдущие части: 1959 год
1969 год — американцы высадились на Луне, а наши провели первую в истории космонавтики стыковку двух кораблей в невесомости. The Beatles выпустили пластинку «Abbey Road», а Led Zeppelin — свой второй одноимённый альбом. Концерн Ford представил знаменитый Mustang, ставший легендой автомобильного рынка, а Porsche ответила на это выпуском 914-ой модели, которой такого успеха было не видать.
В Формуле-1 действующим чемпионом мира был Грэм Хилл, а Lotus 49 считался лучшей машиной. Составы команд почти не изменились с 1968 года, ведь многие пилоты и болельщики хотели стабильного и, самое главное, спокойного сезона, особенно после гибели троих пилотов, тесно связанных с королевским классом.
Чем запомнился сезон Формулы-1 1969 года?
Техническая революция
Несмотря на то, что антикрылья на болидах появились годом ранее, расцвет этой новинки пришёлся именно на 1969-ый. Аэродинамика стала неотъемлемой частью Формулы-1, но тогда размеры этих крыльев доходили до такой степени, что порой многие задавались вопросом — а не являются ли они опасными для пилотов?
Гран-при Испании только усугубил данные домыслы. Тогда из-за поломки заднего антикрыла попали в аварии два пилота Lotus — Грэм Хилл и Йохен Риндт. Действующий чемпион мира остался цел, а вот молодой австриец сломал себе нос и челюсть. В итоге, в дело пришлось вмешаться Международной Автомобильной Федерации (FIA), которая, ради безопасности, ограничила их высоту.
Ещё одной технической революцией стало повсеместное использование мотора Ford Cosworth DFV, появившееся с подачи всё того же Lotus ещё в 1967-ом. Тогда коллектив Колина Чепмена был единственным, кто выступал на этих двигателях, к 1969 году DFV устанавливался на болидах всех команд, кроме Ferrari и BRM, которые самостоятельно делали моторы для своих болидов.
Куда все подевались?
Сезон 1969 года отметился невероятно малым количеством участников, даже по современным меркам. В самом незначительном заезде, Гран-при Франции, на старт вышло лишь 13 болидов! И это безо всяких протестов или забастовок!
Дело в том, что перед началом этого сезона произошло резкое сокращение числа команд-участниц. Формулу-1 покинули Anglo American Racers (Eagle), некогда легендарный Cooper и заводская Honda (временно). Также сократили своё присутствие в королевском классе Ferrari, Matra и BRM. Главный формульный чемпионат переживал кризис и был на грани закрытия, но к середине 1970-х это проблема будет решена и Формула-1 будет жить и в наши дни.
Кризис Ferrari
На самом деле, в 1969-ом кризис переживала не только Ferrari, но и BRM. Но если проблемы британской команды были, в основном, технического характера (они были временно решены в начале 1970-х благодаря приходу конструктора Тони Саутгейта), то в Скудерии проблемы были связаны, в большей степени, с финансами.
В сезоне 1969 года (а также в нескольких первых гонках 1970-го) Ferrari использовала лишь один болид, которым по очереди управляли Крис Эймон и Педро Родригес. За весь сезон пилоты Скудерии набрали лишь 7 очков, поделив 5-6 место в Кубке Конструкторов с BRM.
В тот момент Энцо Феррари только начал вкладывать деньги, полученные от продажи завода по производству дорожных автомобилей и 50% формульной команды концерну FIAT. Как результат, кризис был преодолён и несмотря на то, что в дальнейшем серьёзные проблемы будут регулярно возвращаться, легендарная Скудерия из Маранелло продолжит выступать и в наши дни.
Рождение легенды
Как и в случае с предыдущим юбилейным сезоном (см. 1 часть, ссылка — в самом начале статьи), 1969 год стал датой рождения новой легенды Формулы-1, на этот раз — Сэра Джеки Стюарта. Ещё в дебютном 1965-ом шотландец стал наглядно демонстрировать свой талант, но только после возвращения под крыло Кена Тиррелла (Стюарт уже выступал за команду дядюшки Кена в младших сериях), он сумел проявить себя во всей красе.
В 1969 году Джеки Стюарт завоевал свой первый чемпионский титул за рулём болида Matra-Ford. Однако французы были просто одержимы идеей создания чисто французского коллектива, где национальным будет не только шасси, но и мотор. Кен Тиррелл не разделял этих взглядов, особенно после испытания двигателей Simca, которые несмотря на формальное преимущество в виде 12 цилиндров против 8 у Ford Cosworth DFV, значительно уступали по мощности американскому агрегату. В итоге, пути Кена Тиррелла и Matra разошлись.
Правым, в этой ситуации, оказался именно «дядюшка Кен». Его команда, во многом благодаря Стюарту, пережив переходный 1970-ый, станет легендой автоспорта и продолжит выступать до 1998 года, а после нескольких трансформаций она превратится в заводской коллектив Mercedes, который просто не знает себе равных на протяжении последних 6 лет.
А вот патриотических побуждений Matra хватит лишь на 3 сезона и после не слишком удачного 1972-го французы свернут свою программу в Формуле-1.
Не пропустите следующую статью цикла про сезон 1979 года! А пока ставьте лайки, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить! Продолжение следует...