Мы открыли интернет магазин в конце 2013 года. Почему именно его? Да просто. Мы видели примеры успешных магазинов у таких же жителей нашего относительно небольшого города и хотели также.
Что мы знали тогда об интернет торговле? Да ничего. До сих пор жив в памяти момент, когда первый раз в Директе выбрали стратегию «пакет 100 кликов в неделю». О метрике или аналитиксе тогда конечно даже не слышали.
Но заработало, заказы пошли. Честно говоря, я до сих пор считаю это чудом. А точнее попаданием в самый тренд. Интернет торговля была в четко восходящем тренде, а товары, которые мы продавали, были буквально у пары сайтов в стране.
Сейчас, оглядываясь назад, я, по крайней мере, могу сказать, как делать точно НЕ НАДО.
1. Работать без аналитики. А точнее без четкого понимания, сколько мы готовы заплатить за покупку (или целевое действие) на нашем сайте. Системы аналитики при достаточно простой настройке смогут дать такие данные. Инфа есть, например, на Ютюб канале Elama.ru
2. Не иметь четкого уникального предложения, которое заинтересовало бы ваших клиентов. Т.е. нужно очень четко понимать, кто ваш потенциальный покупатель, что ему важно, а что нет. Принципиальные моменты:
a. Ассортимент (все привыкли уже к маркетплейсам),
b. Сроки отгрузки (как правило, зависит от модели работы, есть ли товар у вас на складе).
c. Строгое соответствие товара фото или нет (опять зависит от наличия на складе или работы под заказ).
d. Стоимость доставки и как узнать эту стоимость при оформлении заказа (а ее очень сложно рассчитать точно, если товар не габаритный),
e. С какими транспортными компаниями работаете
f. Клиентоориентированность (насколько вы готовы «вылизывать» клиента).
Сравните с конкурентами, поймите что вы можете делать лучше, а что не можете. Задайте себе вопрос – а нужны ли ваши преимущества вашей целевой аудитории, а почему это не делают ваши конкуренты. Не считайте что вы умный, а они нет.
3. Не понимать, откуда вы получите посетителей вашего сайте. Реально есть не так много источников. Платный трафик (директ, гугл эдс, рекламные системы соц. сетей), Рассылка (по имеющейся базе емейл, смс, вотсап, вайбер), органический трафик (т.е. seo, ссылку на ваш сайт показывают в поисковой выдаче), посетители соц. сетей, страниц во вк, инсте и проч., реклама вне интернета да и пожалуй что все.
Кто-то додумывается до получения трафика с маркетплейсов, но это высший пилотаж).
Реально, трафик сейчас очень дорогой, многие агентства прямо говорят о закате маленьких интернет магазинов. Очень дорого привлекать клиентов и, если они не будут постоянно возвращаться, то это совсем тухлая история. Мы тратим на рекламу от 400 до 700 т. рублей в месяц.
4. Не знать, будет ли у вас актуальное наличие на сайте. Это момент важный очень, т.к. для актуального наличия вам нужна синхронизация сайта и системы учета, что значительно сложнее ситуации, когда вы просто добавляете товар на сайт, не поддерживая актуальный остаток. Возникнут принципиальные различия в стратегии ценообразования, ассортиментной политике, рекламных стратегий и проч. Не могу сказать, лучше или хуже работать с актуальными остатками – могу сказать, что точно «геморойнее».
5. Обращаться к директологам, маркетологам, рекламщикам и проч. совсем не понимая принципы работы аналитики. Придется разобраться – иначе потеряете очень много денег. Как вариант привлечь дополнительного стороннего консультанта – эдакого контролера.
6. Работать с товаром, который есть на маркетплейсах. Они всегда будут лучше, вообще всегда. Шанс есть только там, где им работать не хочется (много работы, мало выхлопа).
7. Не прочитать про платформы, на которых делают сайты, сравнить их плюсы и минусы, взаимодействие с системами учета, системами емейл рассылок (например get response).
8. Делать сайт непохожим на другие. Сейчас все привыкли к одному и тому же формату, чем сложнее сайт, тем меньше конверсия. Люди очень ленивые и тупенькие, они даже не подумают разбираться или читать инструкции.
9. Если остатки актуальные – понимать, что нужна постоянная поддержка неплохих специалистов, т.к. обмен данными будет лагать. Вообще смириться с тем, что сайт должен поддерживаться специалистами и им придется платить на постоянной основе.
10. Задуматься, а оно вообще мне надо, почему не сделать лендинг и не выложить товары на маркетплейсе (обратится в агентство, которое само выложит ваши товары на маркетплейсе).