Найти тему
WEDOPROFI

Королевы драмы: краткая история дрэг-культуры и ее эстетика

История мужчин, переодевающихся в женщин, началась тысячи лет назад: мужчины носили женские платья на театральной сцене и в жизни примерно с начала культуры. Но дрэг — это не только кроссдрессинг. Он неразрывно связан с политической и социальной культурой: посредством дрэга (и благодаря ему) поднимаются темы расового притеснения, гомофобии, репрезентации феминизма.

Уильям Дорси Суонн
Уильям Дорси Суонн

Возможно, все дело в его исторических корнях. Первым называть себя “королевой дрэга” стал Уильям Дорси Суонн — чернокожий гомосексуальный раб из Мэриленда (“Прокламация об освобождении рабов” вступила в силу, когда ему было около 6 лет — точная дата его рождения неизвестна). В 80-90-х годах XIX века Суонн стал устраивать полусекретные вечеринки в Вашингтоне — гостями в основном были мужчины, бывшие рабы, которые на один вечер превращались в принцесс и шуршали шелковыми платьями. Естественно, Суонн был многократно арестован, но, несмотря на это, отстаивал права американского ЛГБТ- сообщества.

С тех пор дрэг-культура переживала множество взлетов и падений; неизменным оставалось одно — андеграундный статус. По-настоящему дрэг расцвел к 80-м, когда стала заметной “бальной культуры”, ball culture. Она объединила всех отверженных своего времени: афроамериканских и латиноамериканских членов ЛГБТК+ коммьюнити, обычно — отвергнутых родителями, всегда — презираемых обществом в целом. Люди, лишившиеся биологической семьи, объединялись в “дома” — своеобразные коммуны, которые управлялись “отцами” и “матерями”.

Музей искусств в Филадельфии устроил в прошлом году бал, посвященный филадельфийской ball culture

Последними чаще всего были дрэг-куинз, устраивавшие для своих “детей” балы, часто тематические (наряды для балов иногда приходилось воровать из магазинов). Отвергнутые всеми, эти люди не только жили вместе, но и делали себе сами глянец и гламур: наряжались, танцевали и радовались жизни, как могли. (Танец vogue, в девяностые популяризованный Мадонной, тоже возник в недрах балов). Лучше всего об этом рассказывает сериал Райана Мерфи “Поза” (Pose) — благодаря ему прекрасная и страшная жизнь дрэг-коммьюинити конца 80-х и начала 90-х стала известна широкой общественности.

“Превращение” артиста Сан Юн Синя в его сценическое альтер-эго, дрэг-куин Ким Чи...
“Превращение” артиста Сан Юн Синя в его сценическое альтер-эго, дрэг-куин Ким Чи...
Получится примерно вот так!
Получится примерно вот так!

Классическая дрэг-куин — это мужчина (обычно гомосексуальный), который переодевается в женщину: иногда дрэг-куин предпочитает местоимение “она”, но король современного дрэга Ру Пол, шоураннер популярнейшего реалити RuPaul’s Drag Race, подчеркивает, что он именно мужчина. (Намного менее распространены дрэг-кингз — женщины, переодевающиеся в мужчин — но и они тоже есть. Основной репрезентацией в дрэге стал макияж (и, конечно, наряд): без него нет дрэг-королевы).

Аквария — одна из самых популярных дрэг-куинз
Аквария — одна из самых популярных дрэг-куинз

Некоторые современные социальные активисты критикуют дрэг-культуру за принятый в ней мейк, который практически всегда утрирует классические феминные черты до уровня гротеска. Дрэг — это гигантские парики, огромные стрелки на пол-лица (и это не преувеличение), накладные ресницы длиной несколько сантиметров, помада, сильно выходящая за контур губ, и жесткий контуринг.

Дрэг-макияж — это большое и сложное искусство со своей спецификой. Такой мейк не терпит небрежности и спешки: мастер-класс по дрэгу, например, легко может занимать семь часов (а в YouTube можно найти туториалы, сделанные настоящими дрэг-куинз). Дрэг требует довести до предела все: и блестки, и цвет, и размеры — губ, глаз, ресниц. Но при всей его специфичности, дрэг может научить визажистов (и просто любителей макияжа) многому: если разбить эту эстетику на элементы, их вполне можно использовать в вечерних, ярких и креативных работах. Например, графичные линии, которые приняты в дрэге, будут хороши в мейках, решенных в стиле 60-х, а блестки, которыми куинз щедро себя посыпают, сделают праздничным любой макияж. Острые скулы, как у королев, рисовать совсем необязательно — но освоить более мягкий контуринг полезно, даже если вы не делаете сценический макияж. И наконец, главное, чему учит нас дрэг — это свобода самовыражения, любовь к цвету и отсутствие страха перед любыми, даже странными и смешными образами. В конце концов, это всего лишь макияж — его в любой момент можно смыть.