Натчез (натчи) - племя североамериканских индейцев, живших в долине одноименной реки, притока в нижней части Миссисипи. Все, что осталось от настоящих натчез это несколько гравюр, рисунков, выкопанные археологами черепки и описание французского подданного шевалье Антуана Симона Ле Педж дю Пратц, который прожил рядом с ними 8 лет. Сегодняшние потомки этого племени сильно метисированы с криками и чероки.
Натчезы благожелательно отнеслись к французам, основавшим колонию Луизиана в дельте Миссисипи. Они приняли их на своей земле и какое то время мирно уживались с друг другом. В 1723 году возник первый конфликт из-за неоплаченного французскому солдату долга. а в 1729 коменданту форта Розали понадобилась земля, на которой стояла главная деревня и храм натчез. Разразившаяся война практически уничтожила племя.
Меня заинтересовала эта история и я думаю, что и многим читателям она будет по вкусу. Тем более, что многие положения жизни этих туземцев, соотносятся и с нашими современными моральными ценностями. Но в этой статье я постараюсь рассказать кто же такие натчез, каковы были их обычаи и традиции. Информация, изложенная ниже, взята из "Истории Луизианы" Симона Ле Педж дю Пратца.
Внешний вид. Рождение, воспитание
Натчезы, впрочем как и другие индейцы Миссисипи, имели пропорционально сложенное тело - высокий рост по меркам 18 века (5,5 футов и выше - 1,7 м). стройные талии и прямые ноги. Черные густые волосы и темные глаза. Голова была несколько приплюснута в верхней части. Мужчины были более жилисты и крупнее, чем женщины с их плавными формами.
После родов женщина немедленно шла к реке, где купалась сама и мыла новорожденного. Малыш помещался в колыбель сплетенную из тростника в виде лодочки. Колыбель выстелали мхом (испанская борода), под голову ребенка клалась подушечка из оленей кожи, набитая мхом. Голову младенца фиксировали 2 ремнями на этой подушке (отсюда и приплюснутая голова), также поступали и с конечностями.
В месячном возрасте под колени малышу клали подкладку из очень мягкой бизоньей шерсти. Подвязывали ноги над лодыжками нитями из той же шерсти на ширину 3-4 дюйма. Эти нити ребенок носил не снимая до 4-5 лет.
Ребенок рождался с очень светлой кожей, но вскоре под воздействием солнца и мази из медвежьего жира становился смуглокожим. Медвежий жир служил, как для укрепления тела, так и для защиты от насекомых, потому что ребенок самостоятельно ползал по земле на четвереньках. На ножки его начинали ставить только по достижении года. а грудью кормили пока он сам хотел, так питаться, или пока мать снова не забеременеет.
Мальчиков по достижении 12 лет отдавали на "курс молодого индейца" одному из стариков. Юноши упражнялись в стрельбе из лука по мишени из куска травы (размером чуть больше 2-х кулаков) на шесте и беге. Лучший ученик получал звание молодого воина, следующий за ним ученика-воина и т.д.
Физические наказания для детей отсутствовали, любые драки строго пресекались, так что Пратц никогда не видел ссор между мальчиками и мужчинами. Главной мотивацией для хорошей учебы было чувство чести и гордости, а также небольшие призы от учителя, а не палка и розги.
Когда детям исполнялось 10-12 лет, их постепенно приучали нести груз. постепенно увеличивая вес поклажи. Как сказано выше, время от времени юноши соревновались в беге, но при этом старшие следили, чтобы дети не перегревались.
С самого раннего возраста и мальчиков и девочек приучали купаться, чтобы укрепить тело и дух. С 3-х лет детей начинал учить плавать один из стариков,что приходил на утреннее купание. Любопытен один из приемов плавания в водах. кишащих аллигаторами - зимой хороший пловец сильно бил руками и ногами по воде,чтобы согреться и отпугнуть хищников.
Кроме воспитания боевых и охотничьих навыков, родители показывали пример заботы друг о друге, приучая к этому и детей. В зависимости от пола ребенка их постоянно учили и занимали, теми премудростями и навыками, которые понадобятся им во взрослой жизни.
Отношение к старикам
Старики доживали до глубокой старости и пользовались не непререкаемым почетом и уважением в племени. Самого старого члена семьи назвали отцом все младшие поколения. А чтобы отличить от биологического родителя добавляли приставку "истинный". Старики были судьями во всех спорах, а их советы имели силу указа.
Так как натчезы не имели письменности, или как они говорили "говорящей ткани", то старики передавали свои знания истории, традиций и обычаев из уст в уста. Во время таких рассказов присутствовали вся молодежь племени, но передавали знания, заставляя их повторять по многу раз, только самым достойным юношам и девушкам.
Внутренняя жизнь
Следует признать, что девочки и женщины работают больше, чем мужчины и мальчики.
В обязанности мужского населения входили- охота, рыбалка. расчистка полей от леса, рубка и переноска бревен (женщины несли за мужчинами ветки). Когда мужчины находились в селении. они занимались постройкой хижин, изготовлением оружия и рабочего инвентаря- мотыг, весел и т.д.
Женщины занимались воспитанием детей, готовили пищу, сажали кукурузу и ухаживали за посевами. Плели тростниковые маты и циновки, лепили посуду, которой требовалось очень много, поддерживали огонь и еще тысячью подобных мелочей.
Дю Пратц писал про участь женщин следующее:
Читатель заметит, что большая часть трудов и забот лежит на плечах женщин. Но я ответственно заявляю, что никогда не слышал от них жалоб на тяжкий труд, если только он не мешал им выполнять свои материнские обязанности.
Девочкам с младенчества внушают, что, если они будут развратными или неряшливыми, у них не будет ничего, кроме скучного неряхи-парня в качестве мужа. Во всех посещенных мною странах, я заметил, что эта угроза безотказно действует на молодых девушек.
Язык
Язык натчезов, как и многих других индейцев, отличался выразительностью и богатством терминов. При этом он делился на два наречия - язык племенной знати и язык простых людей. Например, чтобы поприветствовать простого человека нужно было сказать: "tachte-cabanacte", т.е. "Эй, вы!" или "Я рад вас видеть", что равносильно нашему здравствуйте. Тоже самое при обращении к верховному вождю следовало сказать. как "apapegouaiché".
Дю Пратц пишет, что конечно же это не были два разных языка, многие слова присутствовали как в народном, так и в "дворянском" наречии. Отдельные слова были нужны для обращения и описания дел, касающихся только племенной знати.
Пратц вспоминал, что были различия в манере речи мужчин и женщин:
Женщины говорят на одном языке с мужчинами, но в манере произношения они смягчают и сглаживают слова, тогда как речь мужчин более степенна и серьезна. Французы, посещая главным образом женщин, переняли их манеру речи, которая была высмеяна, как "бабская" среди туземных женщин и мужчин.
Т.е. если перенести в реалии нашего времени, то французские мужчины общались на языке натчез, как манерные гомосексуалисты.
Религия
Натчез признавали верховным божеством Coyococop-Chill, т.е. Великий Дух или Совершенный Дух. Слово Chill обозначало высшую меру совершенства. Например, когда они хотели упомянуть Солнце, то называли его Уа-Чилл, где Уа - огонь, а Чилл высшая степень чего-либо.
Великий Дух по вере натчез создал все что вокруг. Он настолько велик и непостижим, что все остальное это ничто по сравнению с его величием. Великий Дух повелевает своими помощниками - маленькими духами, которые делают многие прекрасные вещи на этой Земле, но человека создал он сам.
Маленькие духи - Coyocop-techou, т.е. свободные слуги, но такие же покорные как рабы, были добрые и злые. Над злыми духами был свой начальник, но тот за "плохое поведение" был навсегда "связан" Великим Духом. Нехороших духов можно было умилостивить молитвой и постом. Молиться Великому Духу считалось бессмысленным, ведь он так добр, что и так всем помогает.
Человек был вылеплен Великим Духом из глины. ему так понравилась его поделка, что Божество вдохнуло жизнь в маленькую фигурку. Женщина была создана аналогичным образом, как спутница мужчины, но тот был смелее и умнее нее, так как имел первенство при создании.
Жрецы храма с интересом выслушали библейскую версию сотворения человека от дю Пртатца и пообещали запомнить ее и передать последующим поколениям.
В главном храме натчезов, посвященному Солнцу, всегда горел бережно оберегаемый вечный огонь. Ибо дети солнца дали натчезам законы. которые подняли их на уровень настоящих людей. Не то чтобы индейцы верили, что Солнце может иметь детей, но когда среди них появились эти мужчина и женщина, они были настолько яркими. что трудно было не поверить в их родство со светилом.
Пратц описывает так эти заповеди:
- Не убивай. если не защищаешься:
- Не знай другой женщины, кроме своей собственной;
- Не бери чужое, не лги, не напивайся, не будь скупым и делись с нуждающимися.
Дети солнца поселились среди натчезов и от них пошла вся ветвь племенной знати. Поэтому верховный вождь племени носил имя-титул Великое Солнце. Кроме того была выстроена четкая линия преемственности власти, через рождение ребенка от старшей дочери верховного вождя.
У натчезов не было ни жертвоприношений, ни возлияний, ни подношений. Все их поклонение заключалось в сохранении вечного огня, и за этим Великое Солнце наблюдало с особым вниманием. Однажды вечный огонь был осквернен, пламя потухло и хранитель зажег его от обычного костра. В течении 4 лет бушевал мор и от 500 деревень натчезов осталась лишь одна, пока не удалось добыть огонь от небесного огня - молнии.
Пратц, когда узнал эту историю, заявил, что это пустяковое дело добыть огонь с Солнца и привел в изумление индейцев. когда с помощью линзы за полминуты добыл небесный огонь. Посмеиваясь над наивными индейцами, Пратц вскоре позабыл об этом случае, но натчезы помнили о волшебном стекле, берущем огонь прямо с Солнца.
Чудесный предмет, "который мог спасти целый народ от вымирания" был потом выкуплен у француза за 20 бочек кукурузы (по 150 фунтов каждая), 20 кур, 20 индюков и привилегией пожизненного обеспечения провизией с даров охоты племени.
Власть
Нация натчез состояла из знати и простых людей. Простых людей называли Miche-Miche-Quipy, то есть низкие (простые) люди. Однако, не стоило так называть их напрямую, это считалось оскорблением. Простые люди были полностью покорны знати, которые делились на Солнца (вождей), дворян и высокопоставленных людей.
Верховным вождем являлся прямой потомок по женской линии детей светила. Он носил имя-титул "Великое Солнце". Его власть над землями и подданными была безгранична. Его слово являлось законом для любого члена племени.
Однако. власть держалась не на запугивании, а на крепких традициях почитания. любви и уважения к верховному вождю. Причем очевидно существовала и система обучения и воспитания самого вождя, так как он не злоупотреблял своей абсолютной властью.
Праздники
Новый год натчез справляли в марте, как и когда то в Европе. Счет месяцам вели по лунам. Каждое новолуние устраивался праздник в честь плода или дичи, которые были характерны для предыдущего новолуния.
Первая луна (март) заканчивалась праздником оленя. Вторая луна - земляника. Третья - Малая кукуруза, долгожданный праздник, т.к. осеннего урожая обычно не хватало. Четвертая - арбузы. Пятая - виноград и рыба. Шестая - шелковица. Седьмая - маис или Великая Кукуруза. Восьмая - индюк. Девятая - бизон. Десятая - медведь. Одиннадцатая (январь) - луна холодной еды. Двенадцатая луна праздновалась в честь каштанового ореха, хотя он был собран гораздо раньше.
Одежда, украшения, татуировки
Одежда натчез была самая простая - у мужчин набедренные повязки из оленей кожи, у простых людей некрашеные. у знати черного цвета. Женщины носили юбки из оленьей кожи, девочки из растительных волокон, мальчики до 12 лет вообще ходили голышом. Торс у всех полов и слоев населения не прикрывался.
В холодную погоду женщины надевали накидки из шкур оленя, перьев лебедя, индюка и утки. Мужчины надевали грубоскроенные рубашки, напоминавшие пончо и легинссы. Мокасины носили только при длительных путешествиях.
Одежда украшалась окрашенными иглами дикобраза, раковинами и кусочками меха. Женщины вставляли раковины в качестве ушных украшений. мужчины предпочитали проволоку, выменянную у европейцев. Обязательным атрибутом воина был его пояс, украшенный металлическими колокольчиками, а при их отсутствии маленькими тыквами с камешками внутри.
Пратц отмечает:
Здешняя молодежь, как в любой стране, увлечена нарядами и любит состязаться друг с другом в щегольстве. Они красят себя ярко-красной краской, украшают браслетами из ребер оленя, которые согнуты в кипятке и отполированные смотрятся не хуже слоновой кости. Носят ожерелья на шее, а в руках иногда имеют веера, подобно нашим женщинам.
Они отрезают волосы с макушки головы, и там помещают кусок кожи лебедя с перьями, куда прикрепляют и другие самые лучшие перья. которые могут найти. Часть волос они заплетают в длинную косу, что свисает над левым ухом.
Женщины накалывали себе татуировку от носа до подбородка и даже ниже до самой груди. Мужчинам также кололи полоску от носа до подбородка, но не разрешали иметь других тату, пока они не совершат военный подвиг. В этом случая на левом плече кололся томагавк, а под ним символ племени, в войне против которого отличился воин.
Главным украшением государей является их венец из перьев. Эта корона состоит из черной шапочки с сеткой, к которой крепится красная диадема шириной около двух дюймов. Диадема вышита белыми косточками и увенчана белыми перьями, которые в передней части имеют длину около восьми дюймов и вдвое меньше сзади. Эта шляпа с короной из перьев очень приятна на вид.
К сожалению формат статьи не позволяет рассказать о всех мелочах быта, религии и прочих аспектов жизни индейцев натчез. В следующей статье, я подробно остановлюсь на военном аспекте жизни этого племени и расскажу полностью, все что написал Дю Пратц в своих воспоминаниях по этому вопросу.