Далеко-далеко на северо-северо-востоке нашей страны, на границе окраинных арктических морей Лаптевых и Восточно-Сибирского расположен удивительный архипелаг – Новосибирские острова. Про него можно рассказывать много и долго, но всему свое время... В составе архипелага выделяется три группы островов, из которых самая северо-восточная, расположенная на расстоянии от 400 до 600 км от материка – группа островов Де-Лонга.
В неё входят 5 островов, три из которых (Жанетты, Генриетты и Беннетта) были открыты американской экспедицией Джорджа Де-Лонга 1879-1881 гг., а два – острова Жохова и Вилькицкого – экспедицией на судах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого в 1913-1915 гг. Остров Вилькицкого был открыт в ночь на 20 августа 1913 г. лейтенантом А.Н. Жоховым, умершим в 1915 году. Именно в его честь был назван соседний остров – остров Жохова.
А. Бережной, собиравший материалы об истории этой экспедиции, писал в 1985 г.:
«Таймыр» взял курс прямо на обрывистую островную сушу. Взору путешественников открылась картина первозданного арктического мира: на каменистой вершине стоял огромный белый медведь, безбоязненно разглядывая гостей. Моржи плавали вокруг корабля. Неугомонные чайки, как всегда неистово крича, носились над островом. Чуть поодаль, на береговой песчаной отмели, спал еще один белый медведь...
Тотчас на берег была снаряжена охотничья партия, чтобы добыть для экипажа свежее мясо. В нее вошел и Алексей Жохов, страстный охотник. После обеда отрядили вторую экспедицию. Б. А. Вилькицкий вспоминал: «Достигнув вершины острова, старший офицер «Таймыра» старший лейтенант Нилендер водрузил национальный флаг, частью врыв его в скалу, частью завалив камнями. В прорезь мачты была вложена записка о дне открытия и присоединении острова к владениям России». В последующем новооткрытый остров назвали именем А. И. Вилькицкого — отца начальника экспедиции: он немало поработал в Арктике, а затем много лет возглавлял Главное гидрографическое управление.
Я был на острове Вилькицкого спустя 90 лет после его открытия. Остров встаёт посреди пустынного моря совершенно одинокой вытянутой горой высотой до 83 м. Остров сложен базальтами, покрыт маломощным покровом склоновых рыхлых отложений, на которых растут лишайники и мхи.
В длину он составляет около 1.3 км, в ширину – 600-700 м. Времени было немного, походил вдоль берега. На галечном пляже – старый баркас, ржавые бочки, плавник...
Поднялся на вершину. Здесь стоят остатки тригопункта, не совсем традиционной формы...
В ложбине под вершиной лежал снежник. Пересекая его чуть не спугнул белого медведя: толи он спал и не ожидал никого, толи ему был лень вставать, особо даже не шевелился. Пляж разорван на две части скальным выходом, по обе стороны от которого расположены лежбища лаптевоморского моржа.
Подойти можно почти вплотную. Моржи лежат в разных позах, есть молодняк... Часть на пляже кверху ластами отдыхает, часть плавает возле берега. Большие бурые личинки, но если подойти совсем вплотную, на 2-3 метра – самцы стремительно переворачиваются на ласты и делают резкий выпад, отпугивая незванного пришельца. Действует ошеломляюще, сразу отпрыгиваешь на несколько метров и осознаешь, кто ты и где находишься.
Общее оставшееся впечатление – прошёл почти век, мгновение для природы, ничего не изменилось. Те же камни, медведи, моржи, чайки, мхи... Пусть здесь ничего не меняется как можно дольше!