«Не судите, да не судимы будете». Поменьше категоричности в суждениях...
Вероятнее всего, в формировании и «упаковке» версии убийства Маяковского Валентин Скорятин преследовал благие цели – максимально обелить любимого поэта от ореола «суицидника»: добровольный уход из жизни не приветствуется ни религией, ни социумом.
#Маяк – не «терпила»!..
Однако, если сознание свободно от предрассудков (а астролог как никто должен стремиться к этому состоянию тотально), выступает иная картина. Меньше всего хочется видеть Маяка «терпилой», принявшим смерть от какого спецагента ГПУ.
Такая смерть «монтируется» с Маяком ещё меньше, чем самоубийство или смерть от старости. Есть что-то в его уходе от самоуничтожения Второго Терминатора, от гибели старорусского Исполина, который уходит сам и только тогда, когда посчитает нужным! Опять же, сам…
Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право –
Самому выбирать свою смерть.
Осуждение осуждения
Посему ни факт самоубийства, ни смерть, в сущности, по глупости, ни неспособность обуздать свои эмоции в общении с «милым созданием» двадцати одного года от роду – ничего из этой «мирской суеты» в смерти Маяковского меня не смущает.
#Астрология , знаете ли, в принципе, отучает осуждать других…
«Сергею Есенину»
Но единственный неприятный осадок в событии 14 апреля 1930 года всё же имеется. Маяк проотвечался! Проотвечался реально!
В «Как делать стихи?» [Как делать стихи? (Маяковский) // Викитека. [2011—2011]. Дата обновления: 05.02.2011. URL: http://ru.wikisource.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%3F_(%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)&oldid=479300] Маяковский подробно разбирает историю создания «наиболее действенного из последних стихов» «Сергею Есенину»:
«Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески…
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
После этих строк смерть Есенина стала литературным фактом.
«Ждите «последователей»…
Сразу стало ясно, сколько колеблющихся этот сильный стих, именно – стих, подведёт под петлю и револьвер.
И никакими, никакими газетными анализами и статьями этот стих не аннулируешь.
С этим стихом можно и надо бороться стихом, и только стихом…
Что же и как написать об Есенине?
Осматривая со всех сторон эту смерть и перетряхивая чужой материал, я сформулировал и поставил себе задачу.
«Социальный заказ»
Целевая установка: обдуманно парализовать действие последних есенинских стихов, сделать есенинский конец неинтересным, выставить вместо лёгкой красивости смерти другую красоту, так как все силы нужны рабочему человечеству для начатой революции, и оно, несмотря на тяжесть пути, на тяжёлые контрасты нэпа, требует, чтобы мы славили радость жизни, веселье труднейшего марша в коммунизм».
Браво!
Владимир Владимирович, браво! Это – действительно социально, актуально и… гениально! Поэзии такого накала с таким подтекстом тогда не создал никто.
Возможно поэтому
«для него (стиха) не пришлось искать ни журнала, ни издателя, - его переписывали до печати, его тайком вытащили из набора и напечатали в провинциальной газете,
чтения его требует сама аудитория, во время чтения слышны летающие мухи, после чтения жмут лапы, в кулуарах бесятся и восхваляют, в день выхода появилась рецензия, состоящая одновременно из ругани и комплиментов»
[Как делать стихи? (Маяковский) // Викитека. [2011—2011]. Дата обновления: 05.02.2011. URL: http://ru.wikisource.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8%3F_(%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)&oldid=479300]…
А спустя пять лет…
«Не судите!»
В Великой Поэзии есть логия: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мтф, 7:1 – 2).
Будто в издёвку над Маяковским ситуация проигралась зеркально. И намерение-то, вроде бы, при создании «Сергею Есенину» было правильным, по христианской традиции, в числе прочего. Ан вот как некрасиво всё получилось… По ханжески как-то…
Поэтому главный урок, вынесенный автором (очень хочется на это надеяться) из жизни Маяковского – это «поменьше категоричности в суждениях» (признаюсь, грешен)…
И поэтом он был всё-таки классным!
В остальном никаких морально-этических и религиозных неудобств, связанных с уходом Маяковского, тем более способствующих желаниям «явить миру другую правду», у меня нет.
И поэтом он был всё-таки классным!..