Недавно в нашем прокате был японский мультипликационный фильм “Дети моря”. Японцы очень красиво и правдоподобно рисуют. Их анимация почти всегда безукоризненна технически. Хорошие сценарии бывают реже. Ну а когда замысел и исполнение сочетаются, тогда появляются шедевры.
“Дети моря” это один из самых странных мультфильмов, которые я когда-либо видел. А также из самых странных. Начинается все как относительно реалистическая история с уклоном в сказку. Но дальше превращается в полную фантасмагорию. Почти два часа визуального восторга. Но будьте готовы, что драматургия тут проседает. Иногда авторы вообще забывают о ней, увлекаясь созданием красочных образов в духе классической “Фантазии” Диснея.
Школьница Лука (ударение на первый слог; в интернете можно встретить написание “Рука”, но это обычная для японцев неразбериха: они не различают звуки “л” и “р”, логопед там останется без работы) боится, что каникулы получатся скучные. В гандбольную секцию ее не пускают, пока она не извинится перед девочкой, которой она заехала по лицу. Но Лука сделала это в ответ на грубость в свой адрес. Она не хочет просить прощения и правильно делает.
Уже здесь зритель понимает, что летний отдых обещает стать наоборот очень интересным. И верно, Лука встречает двух странных братьев Юми и Сору. Они выросли в море и не могут долго без воды. Люди-амфибии.
Сначала мы видим часто освещаемую в аниме подростковую дружбу-влюбленность, но дальше начинается чистой морской воды арт-хаус. Подготовленной, эрудированной публике должно понравиться. Если не заскучает! Если не готовы к экспериментам, то лучше выбрать что-то попроще.
Вот как передать словами мультипликационные “спецэффекты”? Даже кадры из фильма, которые я подобрал, не в полной мере дают представление об этом зрелище. Вода - сама по себе очень киногеничная стихия. Пузырьки воздуха, преломление света - все это прекрасно. А в исполнении талантливых художников напоминает волшебство.
Добавили и философии. Иногда понятной только авторам - этакое “Евангелие от Луки” (опять же с ударением на первый слог). Но порой близкой каждому. Почему люди замечают метеориты? Значит, те хотят, чтобы их заметили. “Если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?” И если тебя находят, то это потому, что ты этого очень хочешь. Эх, кабы так было на самом деле. Когда бы нас находили именно те, кто нужен нам и кому нужны мы.
“Дети моря” даже не столько повествование, сколько медитация. Японцы в этом разбираются лучше нас. Если подойти к просмотру с правильным настроем, то удовольствие достижимо. Во всяком случае проходной эту работу точно не назовешь.