Найти тему
POSTBENUA

5 лучших толстых книг, которые вы успеете прочесть за карантин

Оглавление

Сегодня, когда у нас есть неожиданно время на то, чтобы наконец-то спокойно посидеть дома и заняться чем-то полезным – можно взять Очень Большую Книжку и прочесть ее. И более того – получить удовольствие. Так что хочу порекомендовать вам пять «толстых» романов, которые вы стопроцентно не читали (а судя по их циклопическим размерам – даже боялись к ним прикоснуться). 


Сейчас – самое время. 
Удовольствие гарантировано. 



А, да, самое главное: никакой попсы типа «Атлант расправил плечи» или «Шантарама» в этом списке не предвидится. Здесь – исключительно настоящая литература.

Дэвид Фостер Уоллес – «Бесконечная шутка»

Один вид этой книги способен свести с ума: почти 2000-страничный том, внутри которого спрятан, пожалуй, один из лучших текстов в истории человечества. «Бесконечную шутку» пытались перевести несколько лет и вот – теперь у нас есть более-менее сносный перевод. Хотя, конечно, лучше всего читать книгу в оригинале – тогда будет понятен затаенный смысл названия: infinite jest – это прямая цитата из «Гамлета», те самые «остроты и выдумки», которыми покойный шут Йорик смущал все население Эльсинора.

Судьба Дэвида Фостера Уоллеса, по сути, демонстрация откровенного краха современного общества, вернее, его нравственных ориентиров. Судите сами: ему был поставлен один из самых распространенных американских диагнозов – «клиническая депрессия». Уоллес исправно ходил к психоаналитику и принимал все прописанные медикаменты, однако вскоре понял, что вместе с приемом волшебных таблеточек, постепенно улетучивается и его собственная творческая и мятущаяся личность. Уоллес прекратил пить лекартсва, написал четыре гениальные книги и покончил с собой.

«Бесконечная шутка» - фактически прямая хроника предсуицидального распада личности, сделанная фактически автоматическим письмом. Так глубоко в подсознание еще ни один писатель не позволял читателю проникнуть – именно этим роман и хорош. Хотя, конечно, и сюжет там присутствует.

-2

Ричард Адамс – «Шардик»

У нас Адамса почему-то причисляют к числу детских писателей, хотя его «Уотершипский холм», проходящий в ряду подростковой фэнтези-литературы, чтение тоже не для слабонервных (особенно последняя глава, тщательно вымаранная при первом, еще времен СССР переводе). Но «Шардик», opus magnum Адамса, это вообще другое дело – это роман-эпик, из которого в прямом смысле выросла вся современная англоязычная литература.

История человека из таинственного лесного племени, который отправляется в долгое (и по сути бессмысленное) путешествие с обгорелым во время лесного пожара медведем по имени Шардик – еще один «роман пути», «роман взросления», но написанный столь блестяще, что не хочется, чтобы повествование заканчивалось. Потому и читаешь «Шардика» медленно, фактически смакуя каждую строчку. 

Кстати, роман Адамс успел два раза переписать – последняя редакция «Шардика» (именно она и переведена на русский язык) выпущена Адамсом уже на закате жизни (а прожил он почти век), в 2010-е годы.

Кстати-2: медведь Шардик – один из ключевых персонажей и знаменитого цикла «Темная башня» Стивена Кинга: именно он является одним из зхранителей таинственного Луча, по которому движутся все восемь книг цикла главные герои. Что как бы намекает на краеугольность адамсовского текста – мистер Кинг плохого не посоветует!

-3

Марк Z. Данилевский – «Дом листьев»

Образец принципиально нового текстового нарратива: приготовьтесь – большие романы будущего будут выглядеть именно так: они раскрываются как шкатулка с секретом, как флексагон. Внутри одной истории – другая, а там и третья, и сложно понять, где правда, где ложь (каждой из историй сопутствуют сотни ссылок-примечаний, из которых половина – выдуманы самим автором и представляют собой отдельную сюжетную линию). Скучно не будет – это точно: текст Данилевского захватывающе интересен и потрясающе страшен.

Самое главное: книга не существует в электронной версии – только и исключительно в печатном виде, так как с некоторыми страницами вам предстоит проделать некоторые физические манипуляции. Тем интересней будет сам факт погружения в этот набор удивительных и, вместе с тем, захватывающих историй.

-4

Евгений Гришковец – «Театр отчаяния/отчаянный театр»

Пожалуй, лучший роман о театральном искусстве со времен «Театра» Моэма. История о том, как автор (автор ли? Или просто герой?) создает свой собственный сценический язык – через пробы и ошибки, через неудачи и потери, через лишения и мучения. Создает, чтобы выдать самый парадоксальный и страшный вывод – кроме тебя самого у тебя нет никого, даже если дело касается театра. 

Гришковец выстраивает череду фантасмагорических образов: от военных монстров острова Русский (тем ужасней понимать, что именно сейчас там помещается один из ведущих ВУЗов страны - страшно даже представить, что может вырасти на пропитанной кровью и злобой почве) до ситуативных личностей бешеных 90-х. И в центре всего этого – само понимание театра главным героем: меняющееся, тонкое, страстное и невероятно витальное. Только благодаря ему он и выживает.


Кроме того, в качестве дополнения к книге Гришковец уже поставил спектакль «Предисловие». Когда карантин закончится – немедленно бегите смотреть.

-5

Дмитрий Быков – «Остромов, или Ученик чародея»

Заключительная часть трилогии «О» - предыдущими романами были «Оправдание» и «Орфография». Великолепная история начала ХХ века, основанная на вполне реальных событиях – о мастерском провокаторе, который выдавал себя за экстрасенса-мудреца и собрал вокруг себя целую секту наивно верящих в него осколков Серебряного века, почитающих обманщика за нового мессию.

Быкова можно читать уже ради одного слога – даже в прозе он остается необычайно поэтичен. Впрочем, и это волшебное время русского модерна начала ХХ века Быков искренне обожает и наслаждается им. Получите это наслаждение и вы, вместе с автором.

Павел Сурков

#книгоscope 

Мы в телеграме: https://t.me/scopemsk