Найти тему
Беерот Ицхак

Время предпасхальной уборки

Оглавление

Песах — один из праздников, который значительно влияет на еврейскую жизнь. На протяжении нескольких недель до Песаха весь дом переворачивается с ног на голову… Каждая крошка хамца разыскивается, как страшнейший яд, каким, собственно, хамец и является для нас в течение Песаха.

Можно задаться вопросом: почему Тора обязала нас совершать такую масштабную, многонедельную подготовку?

Ведь, в конце концов, всего семь (заграницей — восемь) дней спустя — все будет позади, и хамец будет опять разрешен в пищу? Более того, не последнее место в этих приготовлениях занимает заповедь мацы, которая вообще актуальна, в основном, только в ночь Седера!

Ответ на этот вопрос, на самом деле, довольно прост. Мы можем найти его внутри пасхальной Агады. Хахам — «мудрый сын» — спрашивает: «Ма hаавода веhахуким… — Что означают все свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш в связи с Песахом?»

Поскольку он спрашивает должным образом, и ответ ему необходимо дать соответствующий — «Обучи его всем законам и предписаниям Песаха; вплоть до законов конца Седера: что после пасхальной жертвы (в наши дни — после «афикомана») ничего более не едят.»

По какой причине мудрому сыну дают именно такой ответ, обучают именно этому закону о пасхальной жертве?

В Пасхальной Агаде рава Мойше Штернбуха приводится такое объяснение:

«В вопросе мудрого сына мы можем заметить и нашу общую проблему. Его вопрос означает: Почему существует столько разнообразных законов и заповедей в связи с Песахом и пасхальной жертвой? В конце концов, спустя каких-то несколько дней, все будет уже позади?

Читать дальше