Найти тему

Игра-угадайка с предметами, имеющимися в доме: полезно для развития речи и мышления ребёнка

Игру я придумала сама. А надоумили меня задания из пособий серии «Умные книжки».

Такие задачки там часто встречаются. Даётся изображение нескольких предметов и характеристики к некоторым из них. Описания, как правило, состоят из трёх прилагательных. Необходимо найти предмет, соответствующий этим определениям.

Из пособий О. Земцовой
Из пособий О. Земцовой

Однажды, когда мы уже во всё переиграли, а ребенок и не думал уставать — у нас спонтанно родилась эта игра. Я набрала несколько разных предметов, что попало под руку, и стала описывать их, а ребёнок угадывал, о чем идёт речь.

Теперь мы регулярно играем в эту угадайку. Она тренирует мышление и обогащает речь ребёнка.

Я складываю в коробку самые разные вещицы. Первый вариант игры: я называю слова, отвечающие на вопрос «какое?». Одно-три слова. Это прилагательные и причастия, иногда с пояснительными словами.

Второй вариант: я называю глаголы. Что делает этот предмет или что может делать?

Прилагательные, обозначающие цвет, никогда не задействую — это слишком просто. Характеристики по размеру, форме и материалу обычно оставляю напоследок — в качестве подсказок на тот случай, если ребенок затруднится с ответом.

Стараюсь более завуалированно описывать, используя в том числе и переносное значение. Например, если сказать «тикающее» — ребёнок сразу догадается, что говорится о часах. Можно сказать «идущее», «издающее тихий звук». Придется немного подумать, о чём речь.

Значение непонятных слов сразу объясняю. Использую средний род определений, потому что неразгаданный предмет называю словом «это».

Наша сегодняшняя коробка:

-3
  • Заслуженное, радующее — медаль.
  • Натуральное, природное, лесное — гриб трутовик, привезённый вчера из леса.
  • Ароматное — парфюм.
  • Идущее, издающее тихий звук — часы.
  • «Зубастое», ухаживающее — расчёска.
  • Декоративное, памятное — сувенирная тарелка с Байкала.
  • Функциональное, громкое — обучающий электронный телефон.
  • Тёплое, мягкое, уютное — носки.
  • Исцеляющее, помогающее, облегчающее — спрей для горла.
  • Жужжащее, как настоящее — игрушечный шуруповёрт.
  • Невесомое, самодельное — шар из ниток (делали вместе с ребёнком перед Новым годом).
  • Быстрая, юркая — машинка.
  • Оставляющее след — ручка.
  • Практичное, открывающееся и закрывающееся — кошелёк.

и др.

***

Психологи рекомендуют заканчивать игру с дошкольником чуть раньше, чем она ему надоест. Поэтому как только я вижу, что интерес малыша начинает рассеиваться, я тут же сворачиваю эту игру (даже если ещё не всё разгадали) и предлагаю новую: разнести по своим местам всё, что было в коробке. Говорю: «Давай проверим, как хорошо ты знаешь свой дом. Посмотрим, сможешь ли ты вспомнить, где лежал каждый из этих предметов?».

В предметную угадайку можно играть в любом месте: на даче, в очереди, в дороге. Подойдёт, например, содержимое маминой сумочки, детского рюкзачка, папиных карманов, а если едем в машине, то и бардачка.