Игру я придумала сама. А надоумили меня задания из пособий серии «Умные книжки».
Такие задачки там часто встречаются. Даётся изображение нескольких предметов и характеристики к некоторым из них. Описания, как правило, состоят из трёх прилагательных. Необходимо найти предмет, соответствующий этим определениям.
Однажды, когда мы уже во всё переиграли, а ребенок и не думал уставать — у нас спонтанно родилась эта игра. Я набрала несколько разных предметов, что попало под руку, и стала описывать их, а ребёнок угадывал, о чем идёт речь.
Теперь мы регулярно играем в эту угадайку. Она тренирует мышление и обогащает речь ребёнка.
Я складываю в коробку самые разные вещицы. Первый вариант игры: я называю слова, отвечающие на вопрос «какое?». Одно-три слова. Это прилагательные и причастия, иногда с пояснительными словами.
Второй вариант: я называю глаголы. Что делает этот предмет или что может делать?
Прилагательные, обозначающие цвет, никогда не задействую — это слишком просто. Характеристики по размеру, форме и материалу обычно оставляю напоследок — в качестве подсказок на тот случай, если ребенок затруднится с ответом.
Стараюсь более завуалированно описывать, используя в том числе и переносное значение. Например, если сказать «тикающее» — ребёнок сразу догадается, что говорится о часах. Можно сказать «идущее», «издающее тихий звук». Придется немного подумать, о чём речь.
Значение непонятных слов сразу объясняю. Использую средний род определений, потому что неразгаданный предмет называю словом «это».
Наша сегодняшняя коробка:
- Заслуженное, радующее — медаль.
- Натуральное, природное, лесное — гриб трутовик, привезённый вчера из леса.
- Ароматное — парфюм.
- Идущее, издающее тихий звук — часы.
- «Зубастое», ухаживающее — расчёска.
- Декоративное, памятное — сувенирная тарелка с Байкала.
- Функциональное, громкое — обучающий электронный телефон.
- Тёплое, мягкое, уютное — носки.
- Исцеляющее, помогающее, облегчающее — спрей для горла.
- Жужжащее, как настоящее — игрушечный шуруповёрт.
- Невесомое, самодельное — шар из ниток (делали вместе с ребёнком перед Новым годом).
- Быстрая, юркая — машинка.
- Оставляющее след — ручка.
- Практичное, открывающееся и закрывающееся — кошелёк.
и др.
***
Психологи рекомендуют заканчивать игру с дошкольником чуть раньше, чем она ему надоест. Поэтому как только я вижу, что интерес малыша начинает рассеиваться, я тут же сворачиваю эту игру (даже если ещё не всё разгадали) и предлагаю новую: разнести по своим местам всё, что было в коробке. Говорю: «Давай проверим, как хорошо ты знаешь свой дом. Посмотрим, сможешь ли ты вспомнить, где лежал каждый из этих предметов?».
В предметную угадайку можно играть в любом месте: на даче, в очереди, в дороге. Подойдёт, например, содержимое маминой сумочки, детского рюкзачка, папиных карманов, а если едем в машине, то и бардачка.