Найти тему
Популярная авиация

Что случится, если у самолета откажут все двигатели?

Оглавление

Практически все современные даже широкофюзеляжные пассажирские самолеты оснащены только двумя двигателями. Сегодня силовые установки настолько надежны, что отказ даже одной из них является экстраординарным событием. Однако история последних лет знает случаи выхода из строя сразу всех двигателей самолета в полете. Обречен ли в таком случае лайнер? Разберемся в статье.

Отказ одного двигателя

Рассмотрим для начала более распространенный случай - отказ одного двигателя. Ситуация, конечно, нештатная, но отнюдь не катастрофичная.

Одним из главных требований к пассажирскому самолету при его сертификации, то есть допуску к эксплуатации, является его способность продолжить полет при выходе из строя одного из двигателей на любом этапе полета воздушного судна. Даже при отказе двигателя непосредственно после взлета, когда самолет нуждается в максимальной тяге от силовых установок, он способен продолжить взлет.

На видео, приведенном ниже, как раз был запечатлен такой случай. В двигатель воздушного судна при разбеге по взлетно-посадочной полосе попала птица, произошел отказ одной силовой установки, но самолет продолжил взлет и благополучно приземлился в аэродроме вылета.

видео с youtube.com
видео с youtube.com

При потере одного двигателя на любом другом этапе полета самолет тем более способен оставаться в воздухе так долго, как это потребуется для совершения посадки на запасном аэродроме.

Отказ всех двигателей

Отмечу, не создавая интриги, что даже при выходе из строя всех двигателей, самолет не обречен на неблагополучный исход полета. Очень большое значение имеет в таком случае высота полета, на которой воздушное судно потеряло тягу: чем она больше в момент отказа двигателя, тем менее критичный характер носит такая ситуация.

При полной потере тяги воздушное судно сохраняет способность продолжить полет, перейдя в режим планирования. По сути, даже огромный лайнер превращается в таком случае в планер. Пилоты в этой ситуации должны обеспечить самолет скоростью, достаточной для сохранения необходимой подъемной силы, переведя самолет в плавное пикирование. Это позволит самолету поддерживать нужную скорость.

В ситуации, когда лайнер превращается в планер, важнейшей его характеристикой становится аэродинамическое качество. Этот показатель демонстрирует, какое расстояние способен пролететь самолет при снижении на определенную высоту. Например, пассажирский лайнер с аэродинамическим качеством 10 способен пролететь в режиме планирования расстояние 10 километров при снижении на 1 километр. Используя этот показатель, пилоты могут легко рассчитать максимальное расстояние до аэродрома, которое воздушное судно способно преодолеть, планируя с определённой высоты.

-3

Наиболее опасное событие - это отказ всех двигателей непосредственно после взлета, пока самолет не успел набрать высоту. В таком случае у пилотов остается чрезвычайно мало времени для принятия решения. Случается такое, к счастью, крайне редко. Широко известны два благополучно завершившихся происшествия, когда события развивались по такому сценарию: посадка Airbus A320 на Гудзон в 2009 году в США и приземление Airbus A321 на кукурузное поле в городе Жуковский в 2019 году в России.

Таким образом, отказ всех двигателей хоть и является происшествием, несущим в себе значительную опасность, но не лишает пилотов возможности удачно завершить полет. Помимо этого, современная авиационная техника настолько надежна, что вероятность наступления этого события в полете сводится практически к нулю.

Если статья показалась вам интересной, вы можете поощрить автора, подписавшись на канал.