В творчестве немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего (ок. 1497- 98—1543) сошлись, словно в фокусе, лучшие черты портретной живописи северного и итальянского Возрождения — цельность образа, сила жизнеутверждения и одновременно трезвая, порой беспощадная наблюдательность.
Трудно переоценить значение, которое имело для живописца знакомство с кругом ученых и гуманистов, нашедших приют в Базеле — университетском городе, крупном центре книгопечатания. Вскоре после знакомства с Эразмом Роттердамским Гольбейн создает на полях печатного экземпляра его книги «Похвала глупости» свои прославленные рисунки (1515). В 1526 г. художник совершает первую поездку в Англию. Благодаря рекомендательному письму Эразма он знакомится с Томасом Мором, политическим деятелем и автором бессмертной книги «Утопия». Большой портрет Мора с семьей (от него сохранился лишь подготовительный рисунок, подаренный художником Эразму) приносит там признание Гольбейну. «Ваш живописец, мой дорогой Эразм,— превосходный тал