Самое страшное время суток для Ляльки ‑ вечер, когда мама укладывает ее спать. Мама сидит с ней, пока Лялька не уснет. А той все не спится. Она лежит, замирая от страха и чувства наступающей полной беззащитности. Маме не терпится уйти. У нее еще много дел по дому, но Лялька не отпускает ее, крепко держа за руку.
Время идет, и постепенно она все-таки засыпает. Тогда мама тихонько высвобождает свои пальцы из ее сжатой ручонки и на цыпочках уходит. Лялька спит какое-то время, но среди ночи обязательно просыпается. Она просыпается от малейшего звука, просыпается неожиданно и быстро. И страх, заполняющий полутемную комнату, сразу наваливается на нее со всех сторон.
Когда она была совсем маленькая, то при пробуждении начинала плакать на весь дом. Прибегали мама и папа и пробовали ее успокоить, сначала ласково, а потом все более раздраженно. Как-то папа, рассердившись, сказал, что если она сейчас же не замолчит, он отдаст ее на съедение страшной Грызимле. Лялька перепугалась до немоты и перестала реветь.
С тех пор Грызимла прочно поселилась в ее комнате. Днем она пряталась под кроватью, притворившись невидимой, и только тихонько поскрипывала и пощелкивала зубами. Ночью же Грызимла оживала и начинала шебуршать и скрести по полу своим страшными когтями.
Взрослые не верят Ляльке. Даже мама смеется и говорит, что под кроватью никого нет. Но Лялька каждую ночь видит, как Грызимла высовывает из-под кровати свои огромные птичьи лапы и шарит ими по комнате. Длинные кривые когти скользят по гладкому по полу. Грызимла злится и трясет сетку кровати. Наконец показывается ее лохматая черная голова… Лялька крепко зажмуривается, но видит ее и с закрытыми глазами, и от этого ей становится еще страшнее.
Спастись от Грызимлы можно, только накрывшись с головой одеялом. Лялька зарывается в одеяло и дрожит под ним, пока, обессилев совершенно, наконец-то не засыпает. Она спит, крепко вцепившись руками в одеяло. Если оно упадет, Грызимла вылезет и съест ее, как съела прошлой весной соседского мальчика Алешу.
Алеша был шумный и непослушный. Он вечно бегал и лез, куда не надо. Папа сказал Ляльке, что когда-нибудь Грызимла обязательно съест его. Так и случилось. Весной он исчез, и Лялька никогда его больше не видела. Алешина мама долго плакала. Взрослые искали его в лесу и по берегу реки, но все было напрасно. Грызимла не оставила от него даже косточек.
Ночи превратились для Ляльки в настоящий кошмар. Плакать и капризничать она боялась. Лялька похудела и побледнела, стала вздрагивать от резких звуков. В глазах ее застыл вечный испуг. Но родители этого не замечали. Они много работали, и вечером их вполне устраивал тихий и послушный ребенок, этакий маленький робот.
Так вот все и было, когда приехал Лялькин дедушка. Он был большой и сильный, с громким голосом и веселым смехом. Ляльку он видел давно, еще пухлым веселым младенцем, и поэтому бледный и робкий ребенок его неприятно поразил. Он спросил, не больна ли она. Услышав в ответ, что Лялька ‑ здоровая и на редкость послушная девочка, дедушка ничего не сказал. Но время от времени он внимательно поглядывал на нее, и скоро ему стало ясно, что ребенок живет в постоянном страхе.
Дед стал подолгу с ней играть и разговаривать, и однажды Лялька не выдержала и рассказала ему о страшной Грызимле, живущей под кроватью. Дед пошел с ней в детскую. Но когда он попробовал заглянуть под кровать, Лялька в ужасе закричала и стала изо всех силенок тянуть его обратно. Она представила, что когти чудища вцепятся в деда и утащат его в свою страшную темную нору. Дед отошел от кровати и сказал Ляльке, что ему нужно съездить за ружьем.
Он вернулся вечером с большим охотничьим ружьем и патронами. Лялька слышала, как он сердито сказал ее родителям, что будет ночевать в детской. Если Грызимла попробует вылезти, он ее застрелит, как застрелил недавно злого большущего медведя-шатуна.
Дед устроился в кресле рядом с кроватью. Мама включила ночник, посидела с ними немного и, когда Лялька уснула, ушла. Дед, большой, грузный, сидел, опираясь на ружье обеими руками. Постепенно глаза его закрылись, и он задремал. Лялька проснулась среди ночи, услышав, как Грызимла шуршит под кроватью. Дед похрапывал, глаза его были закрыты, и он не видел, как страшные черные когти стали подбираться все ближе и ближе к его ногам. Лялька, замерев от страха, боялась даже пикнуть. Вот показалась черная мохнатая голова, зеленые глаза сверкнули на нее в полумраке, и липкий страх заполнил комнату, мешаясь с мерзким звериным запахом. Лялька, вне себя от ужаса, завизжала, что было сил. И тут дед вскочил на ноги и стал бить что-то на полу прикладом ружья.
Когда прибежали родители и немного успокоили Ляльку, все стали осматривать дедовы трофеи. Два толстых черных хомяка лежали на полу, поджав маленькие жалкие лапки. Кровать отодвинули, и увидели вход в нору, уходящую за стены дома. Дед показал хомяков Ляльке и сказал, что теперь бояться нечего. Лялька кивнула головой, но не поверила ему. Она-то знала, что Грызимла успела улизнуть, а хомяки – это и есть хомяки. Она видела таких. Они частенько поедали картошку в сарае рядом с домом.
Хомяки не имели ничего общего со страшилищем, нарисованным фантазией ребенка.
Что такое детские страхи? Почему они возникают? Несомненно, в них есть нечто атавистическое. Страх ночной темноты, страх перед нападением животных, страх пауков, чудовищ, бабы Яги, одиночества, замкнутого пространства, – все они идут из темной глубины веков, таятся в необъятных кладовых подсознания.
Страх – защитная реакция, закрепленная в поколениях. Ведь те, кто его никогда не испытывал, вряд ли сумели прожить долго и дать потомство. Страх – эмоциональное состояние высокого напряжения. Он сопровождается мощным выбросом адреналина, усиливающего работу всех систем организма. Он часто дает шанс к спасению в критических ситуациях. Но как и многие психические процессы, страх имеет и свою обратную темную сторону.
Днем дед отодвинул кровать и заделал вход в хомячью нору. Он позвал Ляльку и показал ей, что никакой Грызимлы в комнате нет. Вечером он опять устроился спать в ее комнате, хотя папа Ляльки ворчал, что дед портит ребенка. Лялька крепко держалась за руку деда, но когда она уснула, он вытащил свой палец из ее ручонки и, усевшись поудобнее, тоже уснул. Ночью он проснулся и вышел, следом проснулась и Лялька.
Деда не было. Его, очевидно, съели, пока она спала. У него ведь не было волшебного одеяла. В углах комнаты шевелились таинственные тени. Было тихо-тихо… И вдруг тонкий, еле слышный звук, похожий на скрежет металла по стеклу, раздался в тишине. Лялька взвизгнула и с головой накрылась одеялом. Она чувствовала движения и шорохи, стук когтей по полу, и мысленно видела, как страшные птичьи лапы медленно появляются из-под кровати. Грызимла выбралась и вот уже слышны ее шаги по комнате. Вот она подошла к самой кровати и Лялька почувствовала, как страшные лапы прикоснулись к одеялу и стали приподнимать его.
И вдруг раздался голос деда! Было слышно, как он боролся с чудовищем. Что-то упало, и сильные руки деда подхватили Ляльку вместе с одеялом. Дед держал ее высоко над полом, и, наконец, она осмелилась открыть глаза. Ярко горел свет, и кроме них с дедом, никого не было!
- А где Грызимла? - спросила Лялька.
‑ Да вот она, ‑ ответил дед, показывая ей на большущую мохнатую шкуру в углу, ‑ убил я ее, больше не будет сюда приходить! Я медведей убивал, а твоя Грызимла для меня так, ерунда! Прикончил я ее! Ты посиди на постели, а я ее на улицу выволоку!
Дед посадил Ляльку на кровать, дал ей игрушечного Мишку и с трудом, охая, потащил тяжеленную Грызимлу из комнаты. Лялька видела, как в последний раз мелькнули ее страшные когти и мохнатая голова.
Когда дед, оттащив в чулан большую медвежью шкуру, вернулся, Лялька уже спала, свернувшись в калачик и прижимая к себе игрушку. Со страшной Грызимлой, отравлявшей ей жизнь, было покончено. Для Ляльки начиналась новая, спокойная, жизнь.
***
Дорогие гости канала, это рассказ из моей книжки "О кролике и не только", Если вам интересно, вы можете познакомиться с ней на сайте Ridero. Пишите, понравился ли вам рассказа, не забывайте о лайках. Если не трудно, кликайте по рекламе, тогда автор сможет заработать хотя бы чисто символическое материальное вознаграждение.
***
Картинка из Pixabay, ссылка