В российском обществе часто принято называть Германию времен второй мировой войны фашистской. Однако насколько подобные суждения корректны? Не была ли допущена ошибка? То тут, то там этот вопрос настойчиво возникает, озадачивая обывателя, но неизменно остается без вразумительного ответа. Более того, частота применения термина «фашизм» в СМИ и в бытовом общении катастрофически зашкаливает, превращая определение в некое абстрактное клише, которое используют, подчас, нисколько не задумываясь над его реальным значением. Так как же все-таки правильно? Действительно ли Гитлер – фашист? Или, быть может, произошла подмена понятий? И раз уж на то пошло, то что же вообще представляет из себя собственно сам фашизм?
Начнем с того,что ярким идеологом фашизма того времени был вождь Италии Бенито Муссолини,сформировавший свое учение преимущественно на основе околосоциалистических концепций, которые он соединил с корпоративной и элитарной теориями. К тому же, собственно фашизм носит характер интернационального явления, признавая нацию как объединение по духу, а не по крови:
«НАЦИЯ не есть раса или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, то есть множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, то есть самосознание, следовательно, и личность»
Это проистекает из того, что в фашистской доктрине считается, что превыше всего стоит государство, которое и образует нацию – то есть, фактически, в состав нации могут входить представители различных рас и национальностей. Не были свойственны фашизму также антисемитизм и расизм, причем расовая теория и вовсе отвергалась как «смехотворная».
«РАСА – это чувство, а не реальность; 95 % чувства»
В связи с этим, в фашистской партии состояло более 10000 евреев (1/6 от общего числа проживавших в Италии) и несколько тысяч негров, которые признавались как полноценные граждане нового государства.
Далее, для фашизма характерна ориентация на современное искусство, поскольку в его непосредственной основе лежит футуризм, который и стал в конечном счете визитной карточкой режима Муссолини. Влияние футуризма заметно и в идеологии:
«БОРЬБА есть источник всех вещей, поэтому вся жизнь полна контрастов: любовь и ненависть; черное и белое; день и ночь; добро и зло; и пока эти контрасты не придут в равновесие, борьба как высшая фатальность будет всегда основой человеческой природы»
Наконец, одним из самых явных моментов является то, что символом классического фашизма никогда не была свастика! Фашистский символ – это фасция, древнеримский атрибут власти, давший название самому движению (лат. fascis – пучок, связка, союз).
В то же время, национал-социализм (нацизм) основан, в первую очередь, на шовинистических идеях пангерманизма, расизма и антисемитизма. В его самых основах лежит разделение людей на полноценных и неполноценных, что прямо противоречит фашистским идеям. Тем более что нацисты понимают нацию как закрытую генетическую касту, принадлежность к которой определяется происхождением и «чистотой крови».
Отсюда – концепция превалирования нации над государством и бесконечно повторяемая мантра «одна кровь – одно государство). Нацизм открыто провозглашает необходимость истребления целых народов ради благополучия других. Это и стало поводом к проведению таких мероприятий, как, например, печально известный Холокост, в результате которого погибло около 3 миллионов евреев по всей Европе.
Не удивляет на этом фоне и жесткая ориентация на традиционное, классическое искусство, сопровождаемая массовыми гонениями на представителей современного («дегенеративного») творчества. Недаром Третий Рейх у многих ассоциируется с монументальными проектами архитектора Шпеера и скульптурами Брекера, прозванного «Микеланджело 20-го века».
При этом, однако, велась последовательная борьба против церкви, которая шаг за шагом вытеснялась из всех сфер жизни. Нацизму были близки неоязыческие элементы, с чем и можно, пожалуй, связать активное использование рун и популярность оккультных теорий, которые стали неотъемлемой частью образа нацизма (достаточно вспомнить общество Туле и мощную организацию Аненербе).
Отсюда же напрямую вытекает эмблема, узнаваемая во всем мире и таким образом очерненная, несмотря на историю в несколько тысячелетий – свастика. Символизирующая бесконечность и нерушимость нового строя, она ошибочно ассоциируется, помимо нацизма, также и с фашизмом. Однако это неверно.
Мы видим, что нацизм и фашизм решительно отличаются друг от друга, а потому их отождествление как минимум некорректно и совершенно губительно для последнего, который оказался погребен под плитой ложных и просто ошибочных обвинений в расизме, шовинизме, антисемитизме и разжигании мировой войны. А между тем, Муссолини до последнего оттягивал вступление своей страны в войну, пытаясь договориться о союзе с Англией и Францией (которая и провалила эту идею) против Рейха, несмотря на заключенный с немцами Стальной Пакт.
Таким образом, можно сделать вывод, что, действительно, мы являемся свидетелями подмены понятий, и к собственно фашизму Гитлер не имеет ни малейшего отношения. При этом также становится очевидной необходимость проведения целого ряда новых и аполитичных исследований по данным направлениям, с целью восстановления справедливости и формирования правильных образов в головах людей.