Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О воинской чести и "бессмысленном сопротивлении" на флоте

В отличие от войны на суше, где уклониться от столкновения с противником, будь ты в обороне или наступлении, практически невозможно, корабли зачастую такой возможностью обладают, за исключением уж совсем старых или повреждённых в бою доходяг.

Другое дело, всегда ли это удаётся. Но мы давайте рассмотрим случаи, когда оказывалось сопротивление, причём активное, заведомо превосходящему противнику, даже без попыток уклониться от боя.

Тут всплывает диллема, и по по моим наблюдениям всё чаще решаемая так, что сохранение жизни людей является чуть ли не самой главной задачей, особенно, если исход боя кажется предопределённым в пользу врага. Типа, "Меркурию" просто повезло, а могло ведь всё закончиться полной гибелью корабля и команды, ну, и кому бы это было на пользу?

Мне кажется, что это довольно скользкий путь, поскольку граница "разумного сопротивления" может постоянно скользить в сторону бессмысленности сопротивления при всё меньшем превосходстве врага - как определить "красную линию" в каждом конкретном случае?

Не проще ли было Рудневу сразу затопиться, для чего он вступал в заведомо проигрышный бой? А с другой стороны, чего он возвращался, надо было сражаться до последнего и с честью погибнуть в бою. Вот такие диаметрально противоположные мнения.

А давайте вспомним, как решалась эта проблема в иностранных флотах. Не как обычная практика, но что было - то было.

В апреле 1940 года группа немецких кораблей направлялась с десантом в Норвегию. В это же время британское соединение, завершив минные постановки в норвежских водах, возвращалось в метрополию. В условиях плохой погоды корабли и тех и других оказались разбросаны по большой территории бурного моря. С британского эсминца "Глоуорм" был смыт за борт матрос. Командир не бросил его на погибель, но найти бедолагу среди высоких волн в условиях плохой видимости было не так-то просто.

В итоге моряка спасли, но эсминец остался в одиночестве. И тут был обнаружен немецким эсминцем. Тот вызвал подмогу, на помощь двинулся тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер". Силы соперников. Эсминец "Глоуорм":

Брони нет, 4 120-мм пушки, 2 счетверенных 12,7-мм зенитных пулемета, 2 пятитрубных торпедных аппарата, 20 глубинных бомб. Экипаж: 145 человек .

Тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер" :

-2

Бронированный корпус, палуба, орудийные башни и рубка, 4 двуствольные башни главного калибра (8 203-мм орудий), 6 двуствольных башен среднего калибра (12 105-мм орудий), 6 спаренных 37-мм зенитных автоматов, 10 20-мм зенитных автоматов и 4 трехтрубных торпедных аппарата. Экипаж 1400 человек.

Командиры кораблей:

-3

И не забудем про немецкий эсминец, "Берндт фон Арним",

-4

вооружение которого несколько превосходило англичанина: 5 127-мм пушек, 2 спаренных 37-мм зенитных автомата, 6 20-мм зенитных автомата, 2 четырехтрубных торпедных аппарата.

Тем не менее, "Глоуорм" вступил в неравный бой. Не прекращая артиллерийского огня, несколько раз выходил в торпедные атаки, но счастье было не на его стороне. Попытка скрыться в дымовой завесе не увенчалась успехом, крейсер уже обладал радиолокатором.

Израсходовав торпеды, непрерывно поражаемый 203мм снарядами, эсминец пошёл на таран и сумел-таки пробить борт немцу. Тот принял около 500 тонн воды, но боеспособность не потерял, позже потребовалось 3 недели на ремонт. Эсминец погиб вместе с командиром, спаслись 31 человек, в том числе единственный офицер, семеро позже умерли от полученного переохлаждения.

Командир «Адмирала Хиппера», Гельмут Хейе был так потрясен храбростью и чувством долга, проявленным его противником, что передал через Красный Крест сведения о подвиге командира "Глоуорма" в Британское Адмиралтейство, с просьбой наградить его высшей наградой Великобритании - Крестом Виктории. Правительством Великобритании это ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. Капитан Джерард Руп получил Крест Виктории – посмертно. Это было первое награждение Крестом Виктории во 2-й мировой войне, и единственный случай, когда представление было направлено противником.

..............................................................................................

Все конечно слыхали о немецких рейдерах, действовавших в начальный период войны, да и я о них писал. Обычно это были гражданские суда, транспортные или пассажирские, некоторые изначально строились с учётом возможности их вооружения в случае войны. Одним из них был "Штир"

-5

Вооружение – 6×150-мм орудий. Зенитное вооружение состояло из 1×37-мм орудия и 2×20-мм автоматов. «Штир» нес также два торпедных аппарата. Номенклатура вооружения включала в себя гидросамолет для ведения разведки. Командовать экипажем из 330 человек был назначен капитан цур зее Хорст Герлах.

-6

К 27 сентября 1942 года рейдер успел уничтожить несколько транспортов союзников, когда нашла коса на камень. Им оказался американский транспорт "Стивен Хопкинс" из знаменитой серии "Либерти".

-7

Здоровенные неуклюжие высокобортные суда вооружались одним 120мм орудием и зенитным вооружением в различных вариантах. На "Хопкинсе" было 2 37мм автомата.

"Штир" как раз получал снабжение с судна «Танненфельс», когда из тумана появился американец. В ответ на сигнал пирата "Остановитесь или открою огонь" на нём сыграли боевую тревогу.

В самом начале боя была уничтожена прислуга орудия из военных артиллеристов, их место заняли гражданские матросы, по мере гибели заменявшияся находившимися на судне кадетами. Последним стрелял в одиночку 18-летний кадет Эдвин ОʼХара, пока взрывом орудие не было уничтожено. Посмертно он был награжден Военно-морским крестом «За доблесть». Его именем назовут вступивший в строй в 1944 году эскортный миноносец D-354.

Судно сильно горело, капитан приказал выжившим покинуть судно. Сам капитан Пол Бак и тяжелораненый старший помощник Ричард Можковски, отказались покинуть судно, как и не вернувшийся из машинного отделения старший механик Руди Рутц.

Через час после начала боя "Стивен Хопкинс" затонул. Выжившие 19 человек около месяца добирались на шлюпке до берегов Бразилии.

Почему же их не подобрал рейдер? Ему было не до того. Уже первыми выстрелами американцы вывели на нём из строя рулевое управление. Было получено не менее 15 попаданий, вызвавших сильный пожар, выведено из строя всё электропитание, разбит один из цилиндров главного двигателя. Все усилия справиться с пожаром были напрасными, несмотря на помощь "Танненфельса". Через несколько минут после того, как команда покинула рейдер, взорвались торпеды в трюме для боеприпасов.

...................................................................................................................................

Весной того же года на другой стороне земного шара два японских вспомогательных крейсера схлестнулись с танкером "Ондина" и корветом "Бенгал". Однотипный корвет:

-8

"Ондина"

-9

Один из крейсеров, "Айкоку-Мару":

-10

Вооружение "Бенгала" - одно 102-мм орудие Mk XIX (по другим данным, корвет имел только 76-мм орудие) и три 20-мм «эрликона» , «Ондина» была вооружена одним 102-мм орудием, а также несколькими зенитными пулемётами.

Японские корабли имели шестнадцать 140-мм орудий не считая зенитного вооружения и торпедных аппаратов. После обнаружения рейдеров командир корвета лейтенант-коммандер Уильям Уилсон приказал снизить ход и развернуть корабль навстречу неизвестным, а "Ондине" скомандовали двигаться самостоятельно, одновременно назначив точку рандеву на следующий день.

Однако свирепый голландский капитан танкера Виллем Хорсман, имея всего лишь 32 снаряда к своей пушке, двинулся в бой и уже третьим выстрелом с дистанции 40 кабельтов было достигнуто попадание в надстройку одного из японцев. В ответ на танкере была снесена мачта.

Но в отличие от "Глоуорма" счастье улыбнулось защищавшимся. Один из их снарядов угодил в торпедный аппарат рейдера. Обе торпеды со страшной силой взорвались, самолёт выбросило за борт, вспыхнули цистерны с авиационным бензином, в кормовой части правого борта образовалась пробоина, достигшая ватерлинии. «Хококу-мару» начал крениться на правый борт и понемногу оседать кормой.

Постараюсь быть кратким - один из рейдеров взорвался и утонул. "Бенгал", в ходе боя потерявший из вида танкер, расстреляв весь боезапас ушёл на базу. "Ондина" после гибели своего смелого капитана была покинута выжившими членами команды. Японцы второго рейдера постреляли по шлюпкам, но добивать не стали, решив, что акулы и сами справятся. Танкер получил две торпеды и начал погружаться. Японцы ушли, а судно тонуть перестало. Тогда моряки снова поднялись на него и своим ходом двинулись в сторону Австралии.

Впоследствии весь расчёт 102-мм орудия танкера наградили Голландским бронзовым крестом, а капитан Хорсман посмертно был удостоен титула рыцаря Военного ордена Вильгельма 4-го класса.

А если бы сдался, то пил бы себе в плену подогретое сакэ. И сколько жизней сохранил бы вдобавок.

Хотя не факт:

-11

Ещё на эту тему:

Когда кораблю приходит пора сдаваться?

Допустимо ли спускать флаг корабля перед противником,

..................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь