Найти тему
ЗОЖ и бодипозитив

Жан-Клод Ван Дамм - "белый Брюс Ли", близкий к народу

Творческую биографию Ван Дамма можно описать любым из расхожих штампов: в его жизни были взлеты и падения/ черные и белые полосы. На пике славы он был кинозвездой первой величины, при том, что его фильмы, откровенно говоря были второсортными боевиками. Секрет его успеха в том, что он был основателем нового жанра, белым Брюсом Ли. Но если Брюс Ли популяризовал единоборства в мировом кинематографе, то Ван Дамм, создал образ европейца - мастера боевых искусств. До него в этом амплуа выступали в основном китайцы, и мощный фламандец просто порвал зрительский шаблон.

-2

Помню собственные ощущения от просмотра “Кровавого спорта”. До этого я смотрел только гонконгские боевики и фильмы Брюса Ли. Ван Дамм, мягко говоря, отличался от поджарых крикливых азиатов, его прыжки в слоу мо смотрелись как балет перекачанных слонов, что особенно впечатляло. Новый жанр быстро породил множество других героев, но они уже не вызывали таких эмоций, и вообще мало отличались друг от друга.

Можно возразить, что задолго до Ван Дамма был Чак Норрис, но это другой тип героя. Чак создавал чисто американских персонажей, рейнджеров/полицейских/спецагентов - городских супергероев. Единоборства были для них важным, но не главным навыком. Уберите карате из любого фильма, это никак не изменит сюжета. В ранних фильмах Ван Дамма, напротив, история всегда строилась вокруг боевых искусств.

К слову, у Чака Норриса тоже были последователи в киноискусстве. Его коллега и соперник по карате Тони Тулленерс пытался создать похожий экранный образ, но затея провалилась. Единственный фильм с его участием “Скорпион” ничем не отличается от полицейских боевиков Чака Норриса, но второй Чак оказался никому не нужен.

-3

К середине 90-х героический образ Ван Дамма себя исчерпал, а сам актер “словил звезду”. Пишут, что во время съемок фильма “Уличный боец”, производственный процесс постоянно прерывался из-за экспериментов Жан-Клода с различными веществами. Опыты приводили к тому, что он не мог говорить, с трудом двигался, несколько дней потом приходил в себя. Хотя, глядя на бодрого полковника Гайла, сложно заподозрить что-то подобное.

-4

Выйдя в тираж в Штатах, Ван Дамм долгое время успешно “торговал лицом” в России, в качестве почетного гостя разных бойцовских мероприятий. Надо думать, он еще долго будет популярен в бывшем СССР - слишком многие выросли на его фильмах.

Вообще, Жан-Клод Ван Дамм - живое воплощение культурного шока. Чего стоит, например, факт, что у него есть квартира в Киеве. Кто застал поздние 80-е помнит это чувство при просмотре фильмов в видеосалонах. Казалось, что мы заглядываем через экран в параллельную вселенную. Она, вроде бы, где-то существует, но нам, простым смертным из пролетарских районов никогда в нее не попасть.

Теперь представьте советского мальчика из Киева 80-х. Впечатленный фильмами Ван Дамма он занялся карате, стал успешным спортсменом, в 90-е включился “в движение”. Пережил самые опасные времена, легализовался, стал бизнесменом. Купил квартиру в элитном доме. И вот, в обычный день он спускается вниз, лифт останавливается и входит угашенный Жан-Клод Ван Дамм, его новый сосед, тот самый, из параллельной вселенной. Это ли не культурный шок?