На Руси всегда было два типа Кремлей. Одни из них-словно лукавые царедворцы - в их стенах плелись государственные интриги и творились дела, далёкие от ратных. Другие - прямолинейные и почти лишенные декоративных украшений крепости-воины, созданные исключительно для обороны. И сегодня мы хотим рассказать о настоящем боевом Кремле, выдержавшем множество осад, но так ни разу в истории не сдавшемся врагу.
Если смотреть с воды - нижегородский Кремль напоминает огромного медведя, задремавшего на высоком холме, над стрелкой Оки и Волги. Он давно уже отошел от ратных дел, но в его башнях и стенах угадывается прежняя затаенная мощь и несомненный архитектурный дар его создателей.
Ещё в стадии постройки, в 1505 году, он выдержал свою первую осаду. В тот год бывший данник Москвы казанский хан Амин, из династии Улу-Мухаммеда, решил окончательно порвать с Московским княжеством, которое и помогло ему занять ханский престол. Первой его целью стал богатый Нижний Новгород, стоявшей на главной развилке путей к Москве.
От нынешней мощной крепости тогда были лишь одна недостроенная башня и малая часть каменной кладки. Небольшой гарнизон города опирался на них, и на старинные укрепления нижегородского детинца, срубленные из восьмиметровых дубовых бревен. Объединенная казанско-ногайская армия насчитывала более 60ти тысяч человек. Осада длилась тридцать дней. В городе были мобилизованы все, кто мог держать оружие, включая пленных лицвинских стрелков. В итоге, казанцы пожгли посады и убрались восвояси.
В ходе боев, метким пушечным выстрелом из башни, произведенным рукой легендарного пушкаря Феди-Литвича, был убит один из ногайских ханов. Его смерть вызвала распри в стане нападавших и месячное топтание под Нижним Новгородом закончилась грандиозной дракой казанцев и ногайцев, развалившей их военный альянс. Хождение на город превращалось для врагов Москвы в довольно хлопотное занятие. Через полгода Амин-Мухаммед опять пытался осадить крепость - с тем же результатом. Горожане, во главе с воеводой Иваном Васильевичем Хабар Добрынским-Симским, вновь отбились, как описывает летопись " многих людей его побиша".
Через два года стороны замирились, но князь Василий Третий прозорливо повелел ускорить строительство нового каменного Кремля. Руководил им придворный княжеский зодчий Пётр Френчужко Фрязин. В помощь иностранному специалисту отрядили русских мастеров из Пскова, имевших собственные представления об устройстве крепостей. К 1515 году, в содружестве итальянского Юга и Русского Севера, на высоком правом берегу Волги вознеслась к небу крепость "о тринадцати башен". Её высокие стены из красного кирпича и белого камня, имели толщину от 2.5 -до 3.5 метров. С тяжелых бастионов, высотой до 30 метров, простреливалась вся окрестность и обозревалась заволжская даль, откуда на город частенько наведывались соперники Московского княжества.
Новый Кремль удивительно точно был вписан во все складки местности, и в целом, невероятно красив. Но суровая стать его стен, почти лишенная всяческих украшений, являла крепкий характер крепости-воина.
Новая осада не заставила себя долго ждать. Год 1521 складывался для Москвы крайне тяжело. Очередная война с Казанью привела к тому, что войска нового хана Сахиб-Гирея, обойдя Нижний, объединились с крымчаками и пожгли окрестности Первопрестольной. Неудачный ход войны вынудил Василия Третьего подписать унизительный для Москвы договор. По пути обратно, войска хана, под руководством молодых казанских князей, решили вернуть должок нижегородцам, огнем и мечом пройдя по местным посадам. Но крепость вновь устояла.
С тех пор ватаги искателей приключений предпочитали любоваться Нижегородским Кремлем издалека, занимаясь привычным грабежом окрестных селений. И только крупные армии решались на приступ, результат которого, забегая вперед, был предопределён. В ходе кровопролитных Русско-Казанских войн, Кремль дважды осаждали войска Сафа-Гирея. Затем под его стенами вновь появился Сахиб-Гирей, уже в статусе Крымского хана. Но всякий раз Кремль оставался неприступным, спасая успевшее укрыться население и своих защитников.
Последняя попытка взять крепость состоялась в смутный 1574 год, когда войска воинственного Крымского владыки Девлет Гирея вторглись в Русское Царство и дошли до берегов Верхней Волги. В битве под стенами Кремля полегло немало нижегородских бояр и простого люда. Но крепость снова выстояла. Для Кремля, как для оборонительного сооружения, это стало последней битвой. До его постройки, укрепления Нижнего Новгорода брали штурмом одиннадцать раз. И ни разу после того. как он был возведен. С тех самых пор, Нижний Новгород, из порубежного форпоста, превратился в крупнейший оплот русских купцов. А Кремль, на правобережном волжском холме, стал одним из духовных центров Российского воинства.
Подписывайтесь на наш канал и ставьте палец вверх. если материал показался вам интересным. Это помогает нашему развитию. Спасибо.