Найти тему
m40r / AreaDNA

Архетипическая психология Хиллмана. IV-Исцеление архетипом

Поместив архетипические реальности в онтологический контекст, Корбин (Анри Корбен (фр. Henry Corbin, 1903-1978) — французский #философ и исламовед. – М.О.), выдвинул еще два утверждения:

  • фундаментальный характер архетипа прежде всего доступен воображению и, в первую очередь, предстает в виде образа; поэтому
  • метод архетипической психологии имагинативен. (Из статьи Хиллмана «Архетипическая психология» для итальянской «Энциклопедии 900»).

В своем раннем, поднимающем исключительно сложные вопросы труде «Самоубийство и #душа» (1959 г.) Хиллман оспаривает устоявшееся представление врачей о смерти как симптоме в пользу представлений о ней как о философском стремлении, которое следует исследовать и стремиться понять. В труде «Пересматривая психологию» психолог опровергает представления о том, что задача психотерапии сводится к облегчению таких симптомов как #тревога и #депрессия. Он считал, что эти проявления неблагополучия коренятся не в раннем детском опыте (как полагает фрейдизм) и не в нарушении биохимии мозга (как следует из физиологии), но скорее в культуре, системе социальных взаимодействий, природе человека и безличном, «штампованном» воображении.

 Иллюстрация Карла Юнга к собственной книге( C.G.Jung "Read book")
Иллюстрация Карла Юнга к собственной книге( C.G.Jung "Read book")

Заглавное понятие этого направления психологической мысли - #архетип - существовало до ее возникновения и активно использовалось Юнгом и в юнгианской традиции. В архетипической психологии, однако, оно приобрело несколько иное содержание.

Архетипическая психология аксиоматически допускает существование имагинальных универсалий, <…> т. е. существование мифических фигур, которые позволяют получить поэтические характеристики для человеческих мыслей, чувств и действий, а также обеспечивают физиогномическую различимость качественных миров естественных явлений. <…> Психологическую универсалию необходимо рассматривать психологически. Архетипический образ психологически «универсален», поскольку обладает амплифицирующим, деперсонализирующим воздействием. При этом его универсальность означает, что ответная реакция на образ содержит нечто большее, чем личное заключение, поскольку возносит душу за пределы эгоцентричности» (статья для «Энциклопедия 900»).