При написании данного материала мною, как автором, не ставилось целью очернить правление Петра Великого, и я не покушаюсь на его право носить вполне заслуженный им титул Отца Отечества. Безусловно, многим читателям крайне не понравится то, что здесь будет отражено, поскольку, когда идет речь о той эпохе, то вспоминаются, в первую очередь, прорыв России во внешней политике, реформа армии и создание флота, основание Санкт-Петербурга, развитие национальной промышленности, а также внедрение образования для дворянского сословия в более широком, чем это было ранее, смысле.
Тем не менее, нравится кому-то или нет, но предки большинства из вас, прочитавшие (и у меня, написавшего), парчовых кафтанов, расшитых золотом, не носили (как и шелковых рубах и соболиных/песцовых шуб), по соколиным охотам не ездили, но жили исключительно крестьянским трудом, и именно о таких людях ниже пойдет речь. Честно говоря, этот пункт был самым последним в моем плане, но считаю правильным начать именно с него, поскольку реформы реформами, война войнушкой, политика политотой, а кушать и просто жить все хотят.
Итак, основными налогоплательщиками тех лет являлись:
- представители крестьянского сословия;
2. горожане, занимавшиеся каким-либо видом ремесел и предпринимательской деятельностью (в том числе, кстати, доктора), а также всякий «подлый» люд, не имевший никакой специальности, но живший в городах.
На первых я бы хотел остановиться подробней.
- Крестьянская действительность.
Жизнь землепашцев редко когда отличалась простотою. Говорить о том, что только Петр Великий перегибал палку, по меньшей мере, глупо. Например, Соборное уложение 1649 года ввело достаточно жесткие преимущества дворян-землевладельцев над земледельцами (даже какие-нибудь ржавые грабли, и те не могли принадлежать крестьянину на праве собственности). К слову, крестьяне бывали разные: помещичьи, государственные, церковные… Несть числа!
Так вот, Петр Алексеевич, во-первых, ввел практику дарения государственных крестьян, а во-вторых, окончательно установил и закрепил право помещиков покупать и продавать своих крепостных как скот и вещи. Также, было разрешено отдавать крестьян за долги. Куда и кому? Да кому должен – тому и отдаёшь
Вы мне не верите? Ладно. Вот выдержка из Указа от 07 апреля 1690 года:
«всякий помещик и вотчинник в поместьях своих и вотчинах и во крестьянах поступиться и сдать и променять волен»
Более того, именно при нем крестьяне могли привлекаться к фабричному труду. Способы тут бывали разные: от продажи, до сдачи в наём.
Наиболее, на мой взгляд, тяжелыми были нововведения в части ограничения, а, порой, и запрета на свободу передвижения. Так, если ты, будучи крестьянином, попадаешься на приличном расстоянии от места своей регистрации (30-50 км.) без соответствующего документа (паспорта), который должен был подписать помещик и государственный служащий в полномочия которого входили данные действия, то ты считался беглым и тебе мог наступить полный ПЭ (или ты бы завел себе «пушистого зверька» по имени пИсец). Так что не ухмыляйся, когда видишь, как в метро или на улице полицейские останавливают для проверки документов какого-нибудь гостя из Средней Азии, а потом препровождают к себе. Вполне возможно, что в самом конце XVII-го столетия - в начале XVIII-го именно твои предки, оказавшиеся в большом городе по своим надобностям, для представителей тогдашней государственной власти были такими вот «узбеками/таджиками/киргизами», пачпорт которых нужно бы проверить. Кто знает, вдруг у тебя не сыщется ни этого самого пачпорту, ни отпускного свидетельства.
Если же ты какой-нибудь «гулящий» человек (или захребетник, т.е. тот, кто не является крепостным), то тебе тоже может несладко статься: или в солдаты пойдешь, или в какой-либо господский двор (если барин, конечно, не против). Почему? Да кто тебя знает, чем ты там на воле занимаешься, может, убивец какой или просто бездельник, а в подверженной реформам России всё население должно быть при деле! Потому что траты на армию, флот, новую столицу, а потом и покупка нами Эстляндии вкупе с предками нынешних эстонцев, требуют возмещения в государственный бюджет. Без оного никак, уважаемый читатель. Так что если ты смеёшься/недоумеваешь над статьей УК СССР за тунеядство, то начни лучше с более ранних времен нашей Истории. Там намного веселей моменты есть. Соображаете, фрилансеры и просто безработные, которые называют себя фрилансерами? В петрово время ваши пути-дорожки были бы очень ясно очерчены!
Ну или представьте: ты просто хороший парень, платишь все налоги, в армию не попал по каким-либо реабилитирующим обстоятельствам, и решил на своей «шестисотой телеге» доехать до какого-нибудь ближайшего питейного заведения под названием «У Феофана с Прокопычем». Тебе не то по пути, а не то на обратной дороге встречается некая пышущая здоровьем Марфа, не пошло просящая подбросить «до поворота»…. Чисто гипотетически, конечно! Ты подбрасываешь до поворота, дамочка зовет тебя «на чай» (опять же, чисто гипотетически, для упрощения событий), потом происходит семья и дети, НО…. Тут выясняется, что любовь всей твоей жизни Марфа Васильевна Несобакина на самом деле беглая крестьянка из деревни Гадюкино, что принадлежит помещику Гундосову, от пламенной любви которого, собственно, твоя женушка когда-то и сбежала. Поскольку ты, во-первых, неграмотный, а во-вторых, мужик, то паспорта у неё при знакомстве не спросил. Деваться некуда, потому что законы в этой стране написаны только для таких как ты. Посему, собрав весь свой скарб и посадив детей в телегу, под конвоем, ты едешь в то самое Гадюкино. И это я вам ещё самый лучший вариант того, что может быть описал. Даже, наверное, хеппи-энд!
У многих может возникнуть вопрос: почему оно так? Понимаете, начался массовый призыв дворян на службу в регулярную армию. В силу того, что на такие вещи только лишь принуждением воздействовать сложно, царь решил прибегнуть к подобной мотивации, закрепив за правящим сословием, в том числе, такую привилегию. Не стоит, однако, судить только с позиций современности. Не забываем, в те годы у людей был иной уклад, и, кстати, например, в королевстве Пруссия порядки в отношении крепостного крестьянства были тоже не менее жесткие.
Жизнь горожан была также не простой, но дабы не увеличивать «простынь», подробно рассказывать об этом я не стану, тем более что основные моменты очень кратенько уже были сказаны: была категория тех, кто платил налоги и нес иные повинности, а были и те, на кого это не распространялось. Вообще, реформа городского управления достаточно интересна и о неё следует писать отдельный материал.
2. Иностранщина.
К чужеземцам в России до Петра Великого отношение было больше терпимым, чем благожелательно-приветливым. Да, лица, заявившие себя специалистами в том или ином деле, без вопросов принимались на государеву службу. Почти все инженеры и медики, а также часть артиллеристов, являлись людьми пришлыми. Отчего так? Ну, понимаете, к сожалению, до Петра Великого в нашей стране как-то не задумывались над тем, что неплохо бы нам свою высшую школу открыть. Нет, конечно же разговоры об том были, но все это так и осталось на уровне обсуждений. Не стоит забывать и о том, что в России до Петра была иная идеология, и упор делался, в первую очередь, на духовное образование. Важно было выучится читать и писать, а все остальное, как говорится, приложится. Кроме того, желающих работать в нашей «варварской» стране в качестве тех же медиков или строителей было приличное количество, поэтому острой надобности в подготовке национальных кадров не стояло. Не забываем, что тогдашняя «заграница» воспринималась как нечто такое «адовое», еретическое (Хех, что-то мне это напомнило). Дескать, чему нас эти христопродавцы научат, кроме плохого?
Посему, когда великий реформатор увидел, как там в «ихних европах», то подготовка своих кадров было одним из первых решений. Однако, понимание того, что в твоей стране нет нужных специалистов и зарождающиеся флот, промышленность и реформируемая армия требуют кадры, которых пока что проще нанять из-за рубежа, приводило к тому, что свои, грамотные практики, считались некомпетентными, в то время как иностранцы, имеющие диплом о высшем образовании, но в деле смыслящие дай Бог на «твердую троечку», чуть ли не спецами экстра класса. Это потом таким господам станут устраивать экзамены на профпригодность и прочее в том же духе, потому что нахлебаемся мы со всякими проходимцами, но «в начале славных дел» всё было иначе.
Тем не менее, поскольку тогдашним русским систематически «вдалбливалось», что «там» умнее, чем мы здесь, у себя, на своей земле, сложился некий культ преклонения перед пришлыми (мол, фон Маравихер знает, и, потому, бухает).
К слову, введение формы европейского типа являлось неотъемлемой частью вышесказанного. Все бы ничего: и кафтан красивый, и головной убор норм, но … Не тот у нас климат чтобы в низеньких ботинках по снегу зимой топать! Не тот у нас климат чтобы носить тоненькую епанчу в мороз. Против головного убора ничего не скажу, т.к. для холодного времени года был положен картуз. Хотя, у шведов форма тоже была европейская, но «Марш смерти каролинеров» подтверждает, что никто вроде не жаловался (кому интересно — подробности тут: https://vk.com/@3901879-pesnya-sabaton-ruina-imperii).
Короче говоря, если до Петра считалось, что нечего русскому человеку у еретиков делать, то после … После сложилась совсем иная картина. Плоды подобного мы можем видеть и теперь.
3. Порядок передачи государственной власти.
За что ещё сложно сказать «спасибо» нашему царю, так это за Указ о Престолонаследии от 05 февраля 1722 года, суть которого сводилась к тому, что монаршая особа самостоятельно решала, кто будет править дальше. Ранее все шло, что называется, по мужскому старшинству, теперь же, как говорится, не факт что ты, будучи старшим сыном, сядешь на трон (царевич Алексей Петрович радостно подтверждает!).
Предыстория, думаю, знакома многим и повторяться я не стану. Одно скажу: реформатор хотел сделать Россию такой, какой видел её в своих планах, чтобы она была не хуже иных европейских держав (опять же, в его понимании).
То, что век человеческий недолог, царь прекрасно понимал, как и то, что ему самому, за одну человеческую жизнь, будет сложно сломать «наработанное» столетиями. Фундамент для движения дальше заложили, но что на нем построят?
Поэтому очень важным моментом являлась передача власти лицу, также заинтересованному в дальнейшем развитии государства. Страх, что «Петр в гроб – держава стоп», полагаю, долгое время преследовал нашего первого императора.
К сожалению, Петр Алексеевич на юридическом факультете не учился, и не понимал, что есть такое явление, как «пробел в праве». «Молчаливая» же смерть государя показала, к каким последствиям может привести слом «старого» в таком важном вопросе, как передача абсолютной государственной власти. Свыше семидесяти лет престол Великой России передавался по принципу «кто смел, тот два съел». Наиболее катастрофичная ситуация складывалась с 1725 по 1730 годы, когда сначала на трон возвели Екатерину I, но она умерла через пару лет. Потом возвели Петра II (если интересно: https://vk.com/@3901879-petr-ii), но и он умер в течении следующих двух лет. Как итог: призвали на царство Анну Иоанновну, герцогиню Курляндскую (опять же, если интересно: https://vk.com/@3901879-doshli-li-my-do-nuzhnyh-kondicii)…
Впрочем, благодаря именно данному нормативно-правовому акту императрица Елизавета Петровна, будучи официально бездетной, сможет назначить своего племянника наследником, тем самым не дав «иным силам» повода усомниться в спокойствии государства и в отсутствии династического кризиса.
Что ж, мною озвучены только три основных момента, но были ещё тяжелейшее налоговое бремя, усиление контроля за подданными, убыль населения, ведомственный кризис (некоторые исследователи утверждают, что система Коллегий существенно уступала системе Приказов) и, конечно же, вытекающая из всего коррупция.
Прежде чем осуждать Петра Великого, я бы посоветовал понять, что вверенной ему стране требовалось сменить курс. Притом кардинально, а такие вещи либеральными реформами осуществить, к сожалению, невозможно. Любые перемены на государственном уровне — это весьма и весьма болезненное событие, а в нашем случае речь идет о полном сломе порядков, которые складывались веками.
Кроме того, идеи Просвещения еще не закрепились в Европе, поэтому в какой-то мере великий реформатор следовал в установленном для тогдашнего монаршего концерта фарватере. Помимо же прочего, не забываем, что ряд мер, особенно касаясь крестьянского вопроса, существовали и до него, но именно при Петре Алексеевиче они получили наиболее жесткое выражение.
С уважением ко всем прочитавшим,
Хандога Дмитрий
ttps://vk.com/catx2 (наш авторский паблик. заходите, рады всем!)
https://vk.com/kaiserundallah (наши партнеры)