Роберт Льюис Стивенсон знаком читателям прежде всего. как автор историко-приключенческих романов - "Остров сокровищ", "Черная стрела" и др. К сожалению, гораздо реже вспоминают, что он был автором также одной фантастической повести, повлиявшей на все развитие жанра. Это - "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", написанная им в 1886 году.
По жанру повесть ближе к готическому роману, при этом имеет все признаки научной фантастики. В истории ученого, пытавшего отделить в человеческой душе зло от добра, воплотилась вечная тема двойничества. При этом Стивенсон был явно знаком с теориями Мореля и Ломброзо, а также во многом предвидел идеи Фрейда...
В кино было более 60 экранизаций этого произведения (по количеству оно соперничало с "Тремя мушкетерами" и "Анной Карениной").
Но большинство фильмов было, как ни странно, не по повести "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда", а по пьесе Т.Р.Салливана "Доктор Джекилл и мистер Хайд", написанной через год. В нее для наглядности были введены образы невесты героя и проститутки, персонифицирующие тему соблазна (абстрактную у Стивенсона). Забегая вперед, надо сказать, что по той же пьесе был написан мюзикл, идущий на Бродвее, а в Москве - в театре им. Моссовета с А.Домогаровым в главной роли.
Театральная традиция исполнения обоих ролей ОДНИМ актером, и увлечение гримом все это перешло в кино. В отличие от повести, обычно доктор изображается молодым денди, а Хайд похож на монстра.
Первую советскую экранизацию осуществил режиссер Александр Орлов. Надо сказать, что его версия была создана непосредственно по повести, а не по пьесе. Это были времена телеэкранизаций, "игры в англичанство", по выражению режиссера телесериала о Холмсе и Ватсоне, Игоря Масленникова. Тогда же вышли "Приключения принца Флоризеля", по тому же Стивенсону. кстати, и можно сказать, завершала этот ряд "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" Орлова (имевшего в своем творческом багаже телевизионную "Тайну Эдвина Друда", например). Ему удалось заманить на главную роль великого Иннокентия Смоктуновского, а Хайда сыграл начинающий Александр Феклистов.
Конечно, были в нашей киноверсии черты сугубо советского подхода. Если у Стивенсона проблемы доктора - чисто психологические, то Орлов добавил социально-политическую тему, вставив флэшбеки на тему англо-бурской войны, где успел побывать герой...
И разумеется, либидо героя тоже было персонифицировано - любовницу Джекила сыграла одна из красивейших наших актрис (по совместительству - супруга режиссера) Алла Будницкая.
Надо сказать, что "Джекил и Хайд" - это не просто сюжет, не просто тема, это уже, что называется, "франшиза". В качестве второстепенных персонажей наша парочка появлялась не раз - в "Ван Хельсинге", в "Мумии":
...а также удостаивалась собственных телесериалов:
Вероятно, эликсир доктора Джекила содержит в себе вакцину бессмертия...