Найти в Дзене
Александр Обойшев

Самолет-Победитель.

Оглавление

Друзья, всем привет!

А теперь я начинаю серию статей о самолетах Победы. И первый, а также самый известный, самолет Великой Отечественной Войны - это Ил-2. И именно о нем будет мой сегодняшний рассказ.

История легендарного ИЛ-2 началась зимой 1938 года. Тогда на имя Сталина пришла докладная записка от Сергея Владимировича Ильюшина. В ней Сергей Владимирович предлагал создать новый бронированный самолет, потому что опыт использования Советских самолетов во время боевых действий в Испании показал их слабые стороны, и Ильюшин подготовил проект нового бронированного штурмовика.

-2

Предполагалось, что новый самолет будет оборудован четырьмя пулеметами на крыльях и бомбами. Скорость машины предполагалась до 400 км/ч. Главным отличием этого проекта от других было использование несущего бронекорпуса. Кстати, сам Сергей Владимирович назвал данную машину "летающим танком", да к тому же изначально Ил-2 назывался БШ-2, что означало Бронированный штурмовик.

-3

В планах КБ было начать государственные испытания новой машины в 1938 году, но обстоятельства не позволяли, и сроки переносились. Даже через год в январе Ильюшин смог продемонстрировать только эскизный проект с макетом. И все-таки самолет Ил-2 увидел небо!

-4

Первый полет прошел 2 октября 1939 года под управлением Владимира Константиновича Коккинаки. Новую машину оснастили новым и современным по тем временам двигателем, АМ-35. Двигатель был абсолютной новинкой и даже не прошел еще цикл летных испытаний. В процессе его эксплуатации потребовалось разрешить открывшуюся проблему с его перегревом.

-5

Государственные испытания начались в марте 1940 года, и они показали, что новый самолет не соответствует параметрам из технического задания, хотя машина завершила испытания положительно. По завершению испытаний Ильюшину было предложено заменить мотор АМ-35 на АМ-38, так как эта замена могла устранить ряд недостатков и усилить вооружение авиапушек.

-6

И вот, как бы это странно не звучало, пришло время второго "первого" полета. Он прошел осенью 1940 года. Машина, оснащенная мотором АМ-38, поднялась в воздух, став одноместной.

Зимой 1940 года штурмовику присвоили имя Ил-2, а в 1941 году начали подготовку к его серийному производству.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Уже в ходе боевых действий проявились очень быстро все плюсы и минусы машины. Например, одной из проблем было отсутствие стрелка. В условиях превосходства в воздухе немецких истребителей нашему самолету было тяжело противостоять.

-7

Летчики частенько высказывали пожелания об установке оборонительного пулемета, но Сергей Владимирович относился к этому негативно. Он думал, что установка пулемета сильно повлияет на различные характеристики штурмовика. И все-таки в 1942 году после решения свыше на самолет установили пулемет УБТ и сделали заднюю кабину для стрелка, бомбовую нагрузку уменьшили. Машина стала тяжелее, что сказалось на ее маневренности.

В дальнейшем Ил-2 незначительно модернизировался.

-8

Вот что говорят летчики-ветераны об Ил-2 :

Штангеев Николай Иванович — лётчик

Машина, конечно, не манёвренная, но очень живучая. Самолёт сохранял устойчивость в полёте, даже имея серьёзные повреждения. Обзор из кабины был отличный, да и сама кабина просторная.

Аверьянов Валентин Григорьевич — лётчик

Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие — это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 — не взлетал. Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но мне кажется, он им и не был нужен. Для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС — летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика — это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается — очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.

-9

Друзья, Ил-2 - легендарный самолет не только потому, что он внес огромный вклад в Победу нашей Родины в Великой Отечественной Войне, но и потому, что наш штурмовик стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. По сведениям, самолет Ил-2 был выпущен в количестве более 35000 машин!

Всем Удачного Дня и мягких посадок!